Безларьковая зона: останутся ли в Петрозаводске киоски?
Петрозаводские предприниматели, владеющие торговыми киосками, поднимают шум из-за одного положения в правилах благоустройства города. Норма была принята 5 лет назад, но о ней, по словам коммерсантов, никто не вспоминал – до недавнего времени.
«Не допускается размещение некапитальных нестационарных сооружений под козырьками вестибюлей, в арках зданий, на газонах, площадках (детских, отдыха, спортивных, транспортных стоянок), в охранной зоне водопроводных и канализационных сетей, трубопроводов, а также ближе 25 м от вентиляционных шахт, 20 м - от окон жилых помещений, перед витринами торговых предприятий, 3 м - от ствола дерева».
В приведенном выше абзаце самый проблемный пункт – запрет на размещение ларьков в 20 метрах от окон жилых помещений. Коммерсанты утверждают, что неукоснительное соблюдение этой нормы нанесет сильнейший удар по их бизнесу.
– Ну где найти такие киоски, чтобы во все стороны было 20 метров до жилого дома? Из моих ларьков я насчитал 3-4 штуки. Все остальные – обязательно возле жилого дома, – говорит генеральный директор компании «Союзпечать-Плюс».
– У меня в эту зону попадают все объекты, – утверждает предприниматель Николай Тренькин.
– Даже если предложат другой участок под новый павильон. Знаете, что такое новый киоск? Легче вообще не затеваться. Только с одним светом – дождаться, пока тебе разрешение дадут, заплатить, протащить и так далее. Это все неповоротливо, тяжело, долго. Убрать, поставить – за все же платить надо… В последнее время вообще работать тяжелее стало. Люди беднеют, продажи упали, чего тут скрывать. Не самый лучший период для каких-то реформ и преобразований! – возмущается Сергей Тарабрин.
Коммерсанты подчеркивают: речь идет о торговых точках, которые на своих местах стояли десятилетиями.
– Когда стали мы сносить ларьки на Ленина, к нам люди в офис приходили и спрашивали, где подписаться, чтобы это безобразие прекратили. Люди пожилые, они не могут ходить по городу и искать газеты. Они привыкли из подъезда выйти и купить, – рассказывает руководитель «Союзпечати».
По подсчетам предпринимателей, в 20-метровой зоне сейчас находятся порядка 120 киосков. Их ликвидация будет иметь серьезные экономические последствия для города.
– С каждой торговой точкой уходят как минимум два продавца, дворник, грузчик – и пошло. Оптовые базы теряют своих клиентов. Порядка четырехсот людей пойдут гулять,
– объясняет Андрей Фицев.
– Далее уходит зарплата, арендная плата, налоги – это миллионные поступления. Вам пять миллионов, которые «Союзпечать» платит ежегодно, они что, лишние? Этот вопрос остается без ответа, – продолжает Сергей Тарабрин.
С предложением изменить правила предприниматели пришли на рабочую группу по благоустройству карельской столицы. Депутат Павел Сандберг считает, что норму можно отменить, но для этого нужно пройти ряд процедур. Решение может принять Петросовет после обсуждения на публичных слушаниях.
Сандберг отметил, что пять лет назад при введении 20-метровой зоны не проводилась так называемая оценка регулирующего воздействия. Это анализ того, как новые законы или нормативные акты будут влиять на бизнес. Судя по всему, администрацию и Петросовет в 2014 году не особенно волновало, сколько торговых точек в городе останется вне закона из-за новых правил.
Начальник управления потребительского рынка Надежда Курбатова считает, что бизнесмены поднимают шум без каких-либо оснований.
– Вы слушайте их больше… Давно бы уже были демонтированы эти объекты, если бы обращали внимание на эту норму. Вопрос о 20-метровой зоне рассматривается, когда участок включается в схему размещения торговых объектов или исключается из нее. А так, чтобы киоск ликвидировать, должны быть какие-то нарушения, неуплата аренды и так далее. Так что это беспочвенные опасения, – заявила Курбатова.
Председатель комитета экономического развития Эдуард Марченко также заверил меня, что объявлять крестовый поход против ларьков чиновники не планируют.
– Старые ларьки, которые стоят по 15-20 лет, у них есть действующие договоры аренды, их трогать никто не собирается, – отметил чиновник.
Эти слова звучали бы убедительно, если бы не документ, присланный в редакцию предпринимателем Николаем Тренькиным. Бизнесмен интересовался у мэрии, на каком основании из схемы размещения торговых объектов убрали киоск на проспекте Ленина. Это сувенирный кисок возле «Экслибриса», стоящий на этом месте уже много лет. Тренькину пришел ответ, подписанный Эдуардом Марченко.
«На заседании комиссии… принято решение исключить указанное выше место из Схемы, поскольку место размещения нестационарного торгового объекта находится в границах 20-метровой зоны от окон жилых помещений многоквартирного дома».
Никаких иных обоснований в документе не приводится. И по аналогичному поводу киоска лишается еще один предприниматель - Александр Горлов.
Любопытно, но запрет на установку ларьков в 20-метровой зоне никак не мешает мэрии разыгрывать на аукционе участки, явно нарушающие этот норматив. Такие места легко можно найти в схеме размещения нестационарных объектов. И такие участки выдаются предпринимателям прямо в центре города.
Получается, у чиновников на руках имеется инструмент, с помощью которого они могут в любую секунду загубить чей-то бизнес. Все законно, оспорить в суде уничтожение торговой точки не получится, ведь администрация будет ссылаться на правила благоустройства. Но при желании про инструмент этот можно и не вспоминать!
– На всех площадках говорится о поддержке предпринимателей; говорится о том, что за каждого предпринимателя мы бьемся, субсидии даем. А здесь просто чикаем на корню готовый бизнес, который десятилетиями работает. Приходят и говорят: «Извините, спасибо вам, теперь вы нарушаете», – считает Андрей Фицев.
Впрочем, есть шанс, что опасное злоупотреблениями правило смягчат. На рабочей группе по благоустройству было принято решение собрать расширенное совещание с двумя профильными комиссиями Петросовета – по экономике и по землепользованию. Депутаты намерены обсудить возможность уменьшения «безларьковой» зоны и если не убрать, то хотя бы отодвинуть дамоклов меч, повисший над головами петрозаводских предпринимателей.