03 июля 2017, 13:10

Пригородные перевозки: автобусы-убийцы и их заложники

Почему мы рискуем жизнью при каждой поездке на дачу?
Автор:  Редакция

Что испытывает человек, оказавшись в смертельной опасности? Нескольким десяткам петрозаводчан теперь это известно благодаря банальной поездке на пригородном автобусе, предоставленном петрозаводским ООО «Перекресток», основной деятельностью которого, судя по документам, является «деятельность прочего сухопутного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам». Но все по порядку.

В полдень 29 июня потрепанный ПАЗик с карельским номерным знаком к387тм, двигавшийся от автовокзала в сторону расположенных по соседству со станцией Орзега дачных кооперативов, подрулил к остановке на улице Калинина и практически сразу оказался забит пассажирами. В основном это были пенсионеры с маленькими внуками и родители с детьми, самому младшему из которых оказалось всего полгода. Сидячих мест на всех не хватило, люди стояли в проходе. Нервозная обстановка возникла из-за того, что пожилой водитель, как пассажирам показалось, плохо говоривший по-русски и из-за этого не все понимавший, стал требовать оплату проезда вперед. Раньше такого чуда не было – севшие не на автовокзале пассажиры (где при посадке обязательно надо иметь билет) спокойно покидали автобус на многочисленных остановках возле дачных кооперативов, подавая водителю сумму, означенную в прейскуранте.

Расположившаяся напротив меня женщина пророчески пошутила: дескать, я-то с купленным на автовокзале билетом уеду, случись что, а вот у заплативших водителю могут возникнуть проблемы. И ведь как в воду глядела.

Лихо проехав Ужесельгу, наш автобус остановился при выезде на основную трассу Петрозаводск–Ошта, но дальше тронуться уже не смог. Он чихал и фыркал, не желая подчиняться водителю, который изо всех сил жал на рычаги и педали. Машина только болезненно дергалась, по чуть-чуть продвигаясь вперед. Мне, сидевшей за спиной у водителя и видевшей, как по трассе проносятся груженые камнем фуры, стало страшно. Пассажиры, кажется, тоже начали что-то понимать.

Переглянувшись с «обилеченной» соседкой, мы стали требовать открыть двери. Я позвонила в МЧС. Объяснила, что в опасности находятся пассажиры автобуса, выехавшего на загруженную трассу, а водитель не может принять адекватное решение и выпустить людей. Дежурный Шапошников пообещал разобраться и организовать другой автобус с автовокзала. Тут и шофер пришел в себя, прекратил попытки завести свою колымагу, открыл двери и начал оживленный диалог по телефону, но говорил он явно не с диспетчером своего автопарка – не думаю, что диспетчеры знают тот язык, на котором водитель изъяснялся.

Вышедшие из оцепенения пассажиры стали требовать вернуть им деньги за проезд, ведь путь многим предстоял неблизкий, и никто не знал, придется ли еще раз платить. Тут мне перезвонил дежурный МЧС и сообщил, что автобус взамен сломавшегося скоро прибудет. Люди вздохнули с облегчением и стали благодарить меня за находчивость. А я мысленно благодарила неизвестного мне спасателя Шапошникова – умеют люди работать…

Вскоре также по сигналу МЧС прибыл патруль ГИБДД и тоже поднял дух пассажиров, организовав порядок на обочине дороги, где люди столпились в ожидании автобуса. Инспектор дал нам слово, что его служба тщательно разберется с перевозчиком, проверит документы водителя и состояние транспортного средства.

Одна из женщин сгоряча воскликнула: «Вот у нас власть все с терроризмом борется, а тут никакого ИГИЛа не надо: садись в такой вот автобус и поезжай на кладбище. Коррупция, безответственность и бесконтрольность куда чаще доводят до беды…» Но до митинга не дошло, потому что  рядом с нами остановился автобус с табличкой «Ладва» на лобовом стекле. Решив, что он послан за нами, мы стали потихоньку подниматься в салон. Но там уже сидели пассажиры, а кондуктор, увидев проездной документ моей прозорливой соседки, заявила, что по такому билету с «частного рейса» пассажиров не повезет. Надо заново платить за проезд. Огорошенные, мы потянулись к выходу, по пути обсуждая новую тему: что за билеты продаются на петрозаводском автовокзале и нет ли там двойной бухгалтерии?

Вернуть уплаченную вперед сумму тоже не всем удалось без нервотрепки. Видно, очень не хотелось водителю расставаться с деньгами. Одна из пассажирок потребовала отдать ей 97 рублей (столько стоит проезд до конечного пункта), на что водитель огрызнулся, сказав: «Ты уже взяла свои 63 рубля…». Женщина стала возмущаться, и тогда на глазах у маленького внука деньги полетели ей чуть не в лицо. В присутствии работника ГИБДД мне деньги были возвращены вежливо.

Несколько  раз за получасовое ожидание другого автобуса я пыталась дозвониться до офиса ООО «Перекресток», чтобы сообщить туда о ЧП, но трубку стационарного телефона никто не брал. Уже приехав на дачу в автобусе с табличкой «Каскесручей» (прибывший за нами утомленный водитель рассказал, что его выдернули между рейсами и он не имеет отношения к фирме «Перекресток»), мне удалось дозвониться и переговорить с представителем этого ООО Дмитриевым (директором «Перекрестка», по данным Интернета, является Артур Акопян), который сообщил, что у фирмы с перевозчиком договорные отношения… Наверно, транспортная прокуратура сможет разобраться, кто отвечает за жизнь и здоровье пассажиров в сложившейся цепочке, поэтому оставим за ней право поставить точку в происшествии.

А мое приключение на этом не закончилось. Вечером того же дня я должна была вернуться в город. Рейсовый автобус был подан вовремя. За рулем сидел другой водитель – помоложе. Он тоже сумел удивить – это запечатлено на видео. В час пик, двигаясь по проспекту Александра Невского, руля одной рукой, мужчина оживленно разговаривал с кем-то по телефону тоже на непонятном языке…

P.S. Обсуждая случившееся по пути на дачу, пассажиры злополучного автобуса вспомнили немало примеров безобразной работы перевозчиков. И, как ни странно, разговор свелся к обсуждению качества работы республиканской власти (не раз недобрым словом вспомнили Худилайнена с его маршруточниками). Главное, спрашивали люди, за кого голосовать в сентябре? Пока – не за кого. При такой жизни, и правда, надо крепко подумать…

Татьяна СМИРНОВА

После опубликования этого материала ГУП РК «Карелавтотранс» прислало в редакцию ответ, в котором изложило свою оценку случившегося. Публикуем его с некоторыми сокращениями.

"3 июля 2017 г. на информационном портале «Петрозаводск говорит» была размещена статья под броским, если не сказать «кричащим» заголовком (более подходящим, наверное, для названия фильма ужасов о серийном маньяке): «Пригородные перевозки: автобусы-убийцы и их заложники». С не менее шокирующим подзаголовком: «Почему мы рискуем жизнью при каждой поездке на дачу?» Речь о том, что пригородный автобус, шедший из Петрозаводска 29 июня на Орзегу, в районе деревни Ужесельга сломался, из-за чего пассажирам пришлось подождать 30 минут резервного автобуса, и далее благополучно проследовать на резервном автобусе до места назначения. Это если кратко.

Подписана данная заметка Татьяной Смирновой – как мы понимаем, опытным журналистом, членом Общественной палаты РК. Тем большее недоумение возникает при прочтении данной статьи.

Начнем с заголовка об «автобусах-убийцах»: просьба к уважаемой Татьяне Смирновой сообщить, сколько человек, когда и где, погибло в пригородных дачных автобусах, отправляющихся в рейсы с Петрозаводского автовокзала? Скажем, за последние, ну, например, пять–десять лет? Мы задаем этот вопрос только потому, что нам как оператору Петрозаводского автовокзала такие факты гибели пассажиров неизвестны.

В чем видит автор рассматриваемого текста «риск для жизни» при поездке в автобусе на дачу? Ведь при поломке автобуса никто не пострадал. Может, автор текста считает, что был риск в том, что пассажирам сломавшегося автобуса пришлось перейти дорогу для посадки в резервный автобус? Причем, как видно из авторского видео, прикрепленного к тексту, дорогу с далеко не самым оживленным движением. Спешим сообщить автору текста, что, в таком случае, она точно так же рискует жизнью ежедневно. Даже переходя перекресток на зеленый свет светофора. Ибо где гарантия, что у автомобиля, которому светит красный свет, перед перекрестком вдруг не откажут тормоза? Такой гарантии, увы, нет. Значит, имеет место постоянная угроза жизни.

Материал нам представляется весьма тенденциозным. Похоже, что в тексте и в подтексте сквозят мотивы личной обиды, а также не совсем верно понимаемого чувства собственного достоинства, намеренно вынесенных на публичное обозрение и обсуждение. Почему мы так полагаем? Потому, что автор, похоже, намеренно не соблюла важнейшую заповедь журналиста – выслушать ОБЕ стороны, и лишь затем выдавать материал «в эфир».
Но автор, как нам представляется, ограничилась лишь кратким звонком представителю перевозчика, не обратившись за официальными разъяснениями в эту фирму «Перекресток», и даже просто не позвонила ни к представителю субподрядчика этой фирмы, непосредственно обслуживающему данный маршрут, ни к оператору пригородных перевозок - на Петрозаводский автовокзал (то есть к нам в ГУП РК «Карелавтотранс»), ни в Госкомитет РК по транспорту, который является госрегулятором в РК в области этих перевозок. Ничего этого автором заметки, к сожалению, сделано не было. Во всяком случае, ни о каких таких обращениях автор в своем тексте не упоминает.

Но что же на самом деле произошло 29 июня? Произошла неприятная, но вовсе не смертельная вещь. Произошла, к сожалению, банальная поломка пригородного автобуса. Эта поломка случилась не в глухой карельской тайге, в 30 километрах от ближайшего жилья, зимой, темной ночью и в жуткую метель при 20 градусах мороза и при полном отсутствии сотовой связи. Эта поломка случилась летом, днем, в солнечную погоду, при примерно 17 градусах тепла. И на расстоянии в 580 метров от ближайшего жилья в деревне Ужесельга. Произошла на расстоянии 2,7 км от границы г. Петрозаводска и на расстоянии 3,8 км от ближайшей остановки городского автобуса. С прекрасно работающей сотовой связью. К чему мы приводим эти подробности? К тому, что жизни и здоровью пассажиров и их детей ничто не угрожало.

Как видно из авторского видео, выложенного в статье, многие пассажиры дожидались резервного автобуса в салоне сломавшегося автобуса, в мягких креслах, то есть никто их оттуда не выгонял. Желающие ожидать резервный автобус на улице, на обочине вышли из сломавшегося автобуса и перешли дорогу (то есть как бы «рисковали жизнью») исключительно по собственной инициативе.

Сломавшийся автобус прошел у перевозчика обязательный предрейсовый техосмотр и на момент выезда в рейс был полностью исправен, то есть не имел никаких технических неисправностей, которые запрещали бы его выезд на линию в соответствии с утвержденным «Перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» (приложение к действующим ПДД). Но, к сожалению, автобус – это техника. В мире пока нет ни одного экземпляра идеальной техники. Любая техника рано или поздно ломается. Ломаются автомобили, поезда, теплоходы, самолеты (это, наверное, самое ужасное). Ломаются холодильники, компьютеры, наушники, светофоры. Пылесосы, стиральные машины и даже ножеточки. Поэтому на любую приобретаемую технику выдаются «гарантийные талоны», которые, кстати, вовсе не гарантируют, что в течение гарантийного периода купленная техника не сломается, простите за тавтологию. Они лишь гарантируют бесплатный ремонт на определенный период времени.

Что самое неприятное, что многие поломки предвидеть невозможно. Они возникают спонтанно: из-за таких, например, явлений в технике, как «усталость металла» или «концентрация напряжений». В данном случае у автобуса частично отказало сцепление. Это не являлось опасным, так как у автобуса исправно работали и тормоза, и рулевое управление, автобус двигался с малой скоростью, сам отказ сцепления произошел отнюдь не одномоментно, и у водителя было более чем достаточное время на принятие решения о безопасной остановке в безопасном месте.

Поэтому водитель сломавшегося автобуса аккуратно остановился в безопасном месте, и попозже, получив по телефону соответствующие разъяснения от своего руководства, стал возвращать уплаченные ему денежные средства за проезд – уже в полном объеме.

Билеты подлежат возврату по месту приобретения – таково требование действующего законодательства, поэтому билеты, приобретенные на автовокзале, в том числе билет Татьяны Смирновой, подлежали возврату именно на автовокзале (см. п. 79 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (ред. от 28.04.2015) «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Однако водитель сломавшегося автобуса, как видно на прикрепленном видео, вопреки этому подзаконному акту, пошел автору заметки навстречу и вернул уплаченные деньги прямо на месте поломки автобуса. А автор заметки, получается, намеренно подтолкнула водителя к нарушению действующего законодательства, что представляется весьма печальным фактом, впрочем, совершенным, скорее всего, по незнанию.

Кроме того, действующее законодательство требует, чтобы проезд осуществлялся по билетам (пункт 42 постановления № 112). Понятно, что в случае оплаты проезда «при выходе» проезд de facto является безбилетным. Оплачивать проезд водителю и получать билеты все пассажиры (не имеющие «кассовых» билетов) обязаны при посадке. Опять же, таково действующее законодательство.

Пассажир вправе использовать свой билет для поездки в другом автобусе, предоставленном ПЕРЕВОЗЧИКОМ, в случае неисправности автобуса (пункт 53 постановления № 112). Но на Ладва-Ветку (а не на Ладву!) ездит ДРУГОЙ перевозчик, к тому же маршрут на Ладва-Ветку – междугородный, а не пригородный. В нем действуют ДРУГИЕ тарифы, плюс это, как мы уже говорили, ДРУГОЙ перевозчик (это к вопросу про намек на якобы «двойную бухгалтерию» на автовокзале). Но это, по большому счету, уже и не важно, потому что рейсовый автобус идет от автовокзала до Ужесельги 26 минут, а резервный автобус прибыл к сломавшемуся автобусу через 30 минут после поломки, то есть он был отправлен практически сразу же.

Комментировать полупрозрачные намеки автора насчет национальной принадлежности водителей не представляется для нас возможным. Это входит в компетенцию соответствующих органов. От себя лишь заметим, что вести личные/персональные телефонные переговоры со своим перевозчиком водитель может хоть на языке африканского племени бэбинзили, это его законное право. Мы всегда призывали и призываем и водителей, и перевозчиков. и пассажиров – к взаимной вежливости и к взаимоуважению. Это – залог безопасной перевозки пассажиров.

Наша общая самая главная задача – обеспечение безопасности перевозок. На обсуждаемом рейсе она была соблюдена. Ожидание резервного автобуса было минимальным, ни один дачник и ни одно дачное животное не пострадало и даже не обратилось за медицинской помощью.

За информацию о телефонных разговорах за рулем мы благодарим автора текста. Хотя из видео видно, что разговор шел не более десяти секунд, но это все равно недопустимо, эта информация будет доведена до перевозчика и до его субподрядчика.

И в заключение. Уважаемые пассажиры, пригородные автобусы никого не убивают, это все выдумки. Пригородные, в том числе «дачные», автобусы работают для Вас, и только для Ваc."