Артист без маски — не артист: названы победители театрального конкурса
Как организаторы и обещали, театральный капустник был замешан на бессмертном произведении Ильи Ильфа и Евгения Петрова "Двенадцать стульев".
— Апофеоза и официоза не будет. Без тумб, речей и собраний. Оставим церемонию таким же капустником и бесшабашным действом, как и прежде. Но на большой сцене, — говорила режиссер постановки, председатель СТД Карелии Снежана Савельева. Так и случилось: без занудных речей, зато были любимые герои, реплики, шутки, музыка, танцы, импровизация, намеки — все, что так любит публика.
Ни шага без сюрпризов
Еще на пресс-конференции после просмотра спектаклей члены жюри обещали сюрпризы. И они были.
Во-первых, сразу же оказалось, что Илья Ильф — женщина, Виктория Петровна (как вы понимаете, смена пола — в духе нашего времени). Писатели Ильф и Петров (Виктория Федорова и Георгий Николаев) сели сочинять свой бессмертный роман, а на сцене продолжались сюрпризы.
Мы не удивляемся, что хор Музыкального театра прекрасно поет на разные голоса, но, оказывается, он еще танцует и делает акробатические номера. Вот это коллектив! Солисты оперы заняты в танцах, артисты драмы поют хором: все смешалось!
Во-вторых, свой сюрприз преподнесло жюри. "Онежскую маску" в номинации "Дебют" решено не присуждать. Да и правда, в ней был всего один претендент - с кем же ему соревноваться? Тем более что Андрей Шошкин свою "маску" таки получил — вместе с Ольгой Портретовой, Глебом Германовым, Ксенией Ширякиной, Анастасией Айтман, Ладой Карповой "За лучший актерский ансамбль" в спектакле Национального театра "Сказка о попе и о работнике его Балде".
Приз в этой номинации вручала председатель жюри Татьяна Тихоновец, театральный критик, заслуженный работник культуры России, член жюри и экспертного совета высшей театральной премии России "Золотая маска". Она особо отметила значение этой номинации как признания высокого класса актерской работы. И тут же сообщила еще об одном сюрпризе: "Онежскую маску" за лучший актерский ансамбль получили также актеры, занятые в спектакле "Сад" Театра кукол. Это незапланированная вторая маска в этой номинации.
Герои и героини вечера
Как бы ни был хорош актерский ансамбль, но без героя и героини пьесы нет. Пять театров назвали шесть претендентов на маску за "Лучшую мужскую роль", просто Музыкальный выдвинул двоих — певца и танцовщика. Победил в конкурсе Эдуард Демидов, станцевавший Коппелиуса в спектакле Кирилла Симонова "Коппелия".
Шесть претенденток было и на маску за "Лучшую женскую роль", но битвы здесь не случилось: жюри единодушно присудило маску Любови Бирюковой, сыгравшей Раневскую в спектакле "Сад" Театра кукол.
Как сказала актриса, она готова разделить свою награду со всеми создателями этого спектакля, но все же оставит "маску" у себя, потому что 21 марта, в День кукольника, когда на спектакле присутствовало жюри, у нее родился внучок. Ему Любовь Бирюкова и посвятила свою, надеемся, очередную маску.
И все же, как заметила Татьяна Тихоновец, была в этом списке актриса, которую невозможно было не отметить. "Редкий дар: героиня с каскадом, виртуозная эксцентрика", — так она охарактеризовала Валерию Ломакину, сыгравшую роль горничной в спектакле "Шикарная свадьба" Театра драмы "Творческая мастерская". Жюри присудило ей приз "Форс-мажор" - тот самый случай, когда отмечают самое необычное театральное явление!
Талант не спрячешь!
"Весь мир — театр, и люди в нем актеры!" — восклицал Вильям наш Шекспир. Чего они только не могут. Да все могут! Весь вечер на манеже, пардон, на сцене, Остап Бендер и Киса Воробьянинов. Если для актера драматического театра "Творческая мастерская" Дмитрия Константинова роль Остапа, согласимся, не выходит за рамки амплуа, то для солиста оперы Дмитрия Назарова Киса- ведущий — что-то новенькое! Но он справился великолепно: и подыгрывал партнерам, и чудесно танцевал танго с актрисами Национального театра, и, конечно, пел — такой голос не спрячешь! В общем, не удивительно, что он получил "Онежскую маску" за "Лучшую роль второго плана", спев и сыграв Альфио в опере "Сельская честь".
Надо сказать, что председатель жюри Татьяна Тихоновец еще на пресс-конференции посетовала, что число премий в номинации "Лучшая роль второго плана" надо как минимум увеличить вдвое, "...поскольку среди актеров второго плана очень много талантов". Что же, "Онежская маска" — живой конкурс, он умеет подстраиваться под жизнь: жюри к этой номинации добавило еще одну премию. Кроме Павла Назарова, "маски " получили Маргарита Чемдуж из Музыкального театра за роль Лолы в "Сельской чести"
и Александр Картушин за роль Никанора Ивановича Анучкина в "Женитьбе" в театре "Ad Liberum".
— Спасибо Николаю Васильевичу! — сказал Александр. И с ним не поспоришь, спасибо классику, чьи произведения в любом времени актуальны и интересны театру и зрителям!
Немного статистики. Как заметили наши Ильф и Петров, в уездном (губернском?) городе П. было много сетевых и цветочных магазинов, парикмахерских и театров. Создавалось впечатление, что человек рождался только для того, чтобы одеться, сходить в парикмахерскую, купить цветы и направиться в театр. Правда, тут появлялся выбор: куда? В тот, что располагается в здании с колоннами, или в тот, который ютится на чердаке филармонии? Пойти туда, где говорят на малопонятном для местного населения языке, или в театр с труднопроизносимым названием? А может, в маленький, вроде кукольного домика, но с самым большим количеством "золотых масок"?
Каждый выберет свой, но любовь к театру зарождается в детстве. Оттуда вырастают преданные зрители и талантливые актеры, недаром многие из великих начинали в ТЮЗах, так что не стоит свысока смотреть на детские спектакли. Как говорил один из великих писателей, для детей надо писать так же хорошо, как и для взрослых, только лучше. Заменим слово "писать" на слово "играть", и мы получим секрет успеха Глеба Германова, награжденного "Онежской маской" за роль Продхарта в спектакле "Корона тролля" Национального театра — лучшую роль в детском спектакле.
Свои маски
— Критиков в городе было до обидного мало, — заметили наши Ильф и Петров, тем не менее и они учредили свою "Онежскую маску", которую на сей раз вручили Национальному театру за спектакль "Валентинов день", отметив его современный драматический язык. Что скрывается за этими словами, пояснять не стали. Хотите узнать — сходите на спектакль.
Директора театров тоже учредили свою премию — "За преданность театру". Ее вручают сотрудникам, которые никогда не выходят на сцену, но без них спектакль невозможен. С первого дня театра "Творческая мастерская", то есть 30 лет, в нем работает Ирина Александровна Беляева. Она заведующая пошивочным цехом.
— Очень люблю свою работу, — призналась со сцены Ирина Александровна, и зал овацией ответил ей, потому что в то, что не любишь, душу не вложишь, а без души и результат сами понимаете какой.
Пожалуй, самой почетной премии - "За честь и достоинство" - награжден заслуженный артист РСФСР и КАССР, народный артист России Петр Григорьевич Микшиев. Всю жизнь он служит в Национальном театре, сыграл множество ролей и покорил сердца тысяч и тысяч зрителей.
Ну и напоследок еще один сюрприз: Союз театральных деятелей учредил свою премию — имени Людмилы Живых, лауреата "Золотой маски" " За честь и достоинство", народной артистки России и Карелии. Обладателем премии №1 стал Олег Щукарев. Он был солистом балетной труппы Музыкального театра, потом стал учить других великому искусству танца, участвовал в постановках спектаклей, да и в представленной церемонии вручения "Онежской маски" "Это вам не Рио-де-Жанейро» по роману "Двенадцать стульев" танцевали под его дуду актеры всех театров.
Вот такие сюрпризы, но ведь театр без них не может обойтись. Ждем приятных, удивительных, невероятных... Сезон продолжается. Встретимся на "Онежской маске" через год.