Жителей маленьких поселков Карелии связали с «большой землей»
В Сегежском районе ровно 20 лет назад был сдан в эксплуатацию мост через один из шлюзов Беломорско-Балтийского канала. Более 50 лет жители отдаленных поселков, Валдая и Надвоиц были практически оторваны от цивилизации. Совсем уже островитянами почувствовали себя жители нескольких деревень Сегежского района после того, как затонул паром, который был хоть каким-то связующим звеном с «большой землей». И потому свежи еще были в памяти воспоминания жительницы Надвоиц Марии Васильевой о том, как жилось им все эти годы без нормальной переправы, и радостными их было назвать нельзя: «К нам и «Скорая помощь» не хочет ездить. Тут все пожилые люди у нас. Позвонишь на «Скорую», они говорят — найдите транспорт до шлюза. Вот так мы делали недавно». Все это время о мосте здесь даже не мечтали.
Хотя обещаний о его строительстве звучало немало. Глава администрации Сегежского района А.К.Штогрин вспоминал: «Не один кандидат в депутаты, в правительство, в местные органы власти обещали эту проблему решить. Однако нам повезло, что мы собрались — и местные органы власти, и глава правительства. Сергей Катанандов был мною сюда привезен, чтобы показать проблему. И показать, что в принципе не такая уж она большая, просто единственно — надо иметь желание ее решить. И мы ее решили». Мост строился на деньги внебюджетного Дорожного фонда.
В общей сложности на его возведение было потрачено 7 с половиной миллионов рублей. По словам Александра Штогрина, конструкция моста необычна. В отличие от аналогичных моделей, для пропуска через шлюз судов он не поднимается вверх, а отводится в сторону. Изготовили конструкции на петрозаводском заводе Тяжбуммаш. А непосредственно строительством занималось государственное предприятие «Мост». «Теперь остается что сделать? Мы должны сделать нормальные подъездные пути. Нормальную обстановочку здесь сделать. Хорошую дорогу. Эксплуатировать будем за счет средств ДРСУ», - заключил Штогрин. Эта длительная головная боль отступила. Но в поселках своих внутренних проблем от этого не убавилось. Однако теперь по словам главы администрации района, решить их будет гораздо проще.
Депутат Законодательного собрания Карелии, член Совета Федерации РФ Валентина Пивненко ровно 20 лет назад заявила, что отправляется в зону боевых действий. Дело в том, что летом 1999 года начался вооруженный конфликт на Кавказе. «Цель этой поездки — давно для меня стала ясной. Когда стал нарушаться указ президента. Когда стали в район боевых действий направлять неподготовленных военнослужащих. Когда было внесено изменение в действовавший на тот момент указ об ограничении годовым сроком службы. Я хотела бы сделать все возможное, чтобы тех военнослужащих, которых в нарушении указа президента направили на войну, чтобы их вернули в Ленинградский военный округ, в Карелию. И если действительно, такая возможность подтвердится (сейчас ведут переговоры), то на следующей неделе я туда полечу. Я постараюсь сделать все возможное, чтобы оттуда ребят вывезти», - рассказала Валентина Николаевна. И она действительно совершила то, о чем пообещала.
Экологи Ассоциации Зеленых Карелии осенью 1999 года были возмущены очередными рубками леса. На сей раз их тревогу вызвала рубка леса в районе Ключевой. По словам координатора Зеленых Дмитрия Рыбакова, Лесной кодекс запрещает подобные рубки, но это не помешало городским организациям раздавать лесорубные билеты частным лицам. Группа экологического контроля Ассоциации Зеленых Карелии и жителей Ключевой обнаружила в районе санатория «Белые ключи» делянку, на которой активно трудилась группа дровосеков. Представились они работниками Комбината благоустройства. Рыбаков рассказал: «Представился, как Поздняков, лесничий этого комбината. Группа лесозаготовителей работала интенсивно. Был предъявлен документ, ордер на право рубки». Рыбаков сообщил, что согласно этого ордера рубка леса здесь разрешена вплоть до 31 декабря. При этом координатора Зеленых тревожили смутные сомнения. Подобные рубки Комбинат благоустройства разрешал в местах так называемых «низовых пожаров».
В сентябре здесь был пожар, но небольшой по причине сырости. Но отличные сосны, которых пламя даже не задело, повалили в большом количестве. А это явно уже не те санитарные рубки, которые проводились в целях профилактики низовых пожаров: «Вроде как Комбинат благоустройства должен заниматься тушением пожаров, а странность в том заключается, что горел лес, и через месяц с небольшим вдруг на это место приходят лесорубы и заготавливают деловую древесину». Все это позволило утверждать экологам, что таким образом и с внешним соблюдением всех юридических норм вполне могут вестись заготовки деловой древесины. Сосна для этого материал добротный, подходящий, 20 долларов за кубометр. А «лошадка, везущая хворосту воз», обойдется тоже недорого. В черте города транспортные затраты не сильно ударят по карману. «То, что это по-человечески возмутительно, это понятно всем. Люди возмущаются, а такое продолжается из года в год. Поджигается — рубится», - Дмитрий Рыбаков был настроен серьезно.
Зеленые намеревались обратиться в суд, установив незаконность подобных рубок в соответствии с Лесным кодексом. Вещественное доказательство — десятки деревьев пока имелись в наличии. Клейма лесника, которое всегда ставится при грамотной рубке и остается на пеньках, здесь не обнаружили. В случае, если экологам не удастся выиграть процесс, то дров, по всей вероятности, в городе и его окрестностях еще будет наломано. Ведь за месяц до этого было решено спилить огромное число старых деревьев из-за падения одного из них, повлекшее смерть человека.
Таким было 16 ноября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?