26 декабря 2020, 13:23

«Русская Аквакультура» выпустила заявление по ситуации со стоками

Пресс-релиз не содержит конкретной информации, фото и видеоматериалы неоригинальны
Заголовок пресс-релиза, пришедшего на почту

«Русская Аквакультура», фирма, форелевое хозяйство которой обвиняют в сбросе отходов производства у поселка Попов Порог в Сегежском районе Карелии, выпустила пресс-релиз.

Прежде, чем процитировать и прокомментировать его, позволим себе краткий экскурс в историю вопроса. Несколько дней назад жители Сегежского района опубликовали фото и видео жутких багровых рек вытекающих с территории форелеводческого хозяйства.

Благодаря активности местных жителей и СМИ, дело получило широкую огласку и уже несколько дней весь рунет буквально заполнен заголовками типа «реки крови текут по карельской земле».

Минсельхоз Карелии вроде бы ничего плохого по месту экологического происшествия не нашло. Но… их коллеги из республиканского Минприроды 24 декабря сообщило, что обратилось в суд с иском о закрытии предприятия.

И вот, вечером 25 декабря, на редакционную почту пришел пресс-релиз компании «Русская Аквакультура», а также некие фото и видеоматериалы.
Заголовок у послания следующий: «Русская Аквакультура» временно остановила производство в Карелии».

То есть суда производители рыбы дожидаться не стали. Однако из-за такого громкого заголовка возникают первые вопросы. Что значит «остановила производство»?

Форель не швейная машинка, ее нельзя выключить и убрать в шкаф. Рыбу надо или кормить и содержать, а это значит, что процесс по-прежнему идет, либо форсировано утилизировать, либо перерабатывать в продукт, что также означает деятельность. Неточно выразились или вводят в заблуждение?

«Из-за возросшего сезонного спроса на форель и красную икру и повышенной производственной нагрузки 20 декабря на предприятии «Русское море – Аквакультура» вблизи поселка Попов Порог Сегежского района произошел сбой в работе действующих очистных сооружений. В результате на прилегающую территорию леса попали сточные воды с содержанием органических отходов аквакультуры, которые не представляют опасности для природы и человека»,

– говорится в пресс-релизе.

И опять возникают вопросы. «Петрозаводск говорит» публиковал фото и видео «кровавой реки», которые сделаны значительно позже 20 декабря. В том числе, со страницы депутата ЗС РК Андрея Рогалевича. Есть фотоматериалы, сделанные сотрудниками Минприроды РК. Что-то здесь не сходится.

А уж фраза «сточные воды с содержанием органических отходов аквакультуры, которые не представляют опасности для природы и человека» не выдерживает никакой критики. Ее надо понимать так, что вот эта рыжая вонючая жидкость абсолютно безвредна? Может ее и пить можно?

Уважаемые составители пресс-релизов! Если вы такое пишете, извольте предоставлять полную информацию о том, что текло, сколько вытекло, какие вещества и в какой концентрации находились и сколько их там сейчас, с указанием безопасной предельно допустимой концентрации (ПДК). Пожалуй, можно зачерпнуть стаканом и выпить, на глазах у всех. Она ведь безопасная?

«В настоящее время на прилегающих территориях уже нет никаких следов органических останков аквакультуры, что показала выездная проверка 25 декабря 2020 г. (фото и видеоматериалы прилагаются)»,

– говорится далее.

И опять, либо ложь, либо у автора текста нелады с русским языком. При такой интенсивности потока, который мы видели на видео, и с учетом времени года, всю вытекшую органику там еще до 2022 года, пожалуй, можно будет без особых проблем определить!

«Компания ответственно относится к своей хозяйственной деятельности, и являясь одним из крупнейших налогоплательщиков и работодателей в данном районе, активно участвует в решении различных социальных вопросов»,

– уведомляет читающего пресс-релиз.

Это не легкий шантаж? Нет, конечно, как можно! Показалось из-за профессиональной деформации.

Теперь давайте рассмотрим представленные фото и видеоматериалы.

Все фото неоригинальны, то есть были изменены на компьютере и по ним нельзя, например, определить ни место ни время съемки. Так что ценность их – околонулевая. Сделать такие можно и под Сегежей, и под Калевалой. В кадре нет никаких объектов или людей позволяющих сделать привязку к месту и времени.

Видеоматериалы тоже не доказательны. Сделаны они (почти) в гробовой тишине, в кадре нет ни людей, ни объектов позволяющих однозначно идентифицировать место и время съемки.

Но! Даже если мы предположим, что видео и снимки сделаны именно тут, они… ничего не опровергают, и вот почему. Мы видим некий ручеек, скажем так, некрасного цвета. Значит ли это, что он чист и «крови» уже нет? Увы, это не так.

Кровь не остается красной надолго. Вспомните последствия удара по человеческому телу. Сразу после удара – мягкие ткани могут покраснеть, даже стать багровыми. Но очень быстро на месте гемоглобина образуется гемосидерин и формируется банальный синяк. Таким образом, если текла именно кровь, глупо думать, что она останется красной до весны.

Вот так. Будем разбираться дальше.

Об экономицеской подоплеке экологического бедствия читайте на портале «Петрозаводск говорит» в материале Георгия Чентемирова «Кровавые реки»: фирма брата крупного чиновника загадила лес в Карелии».

Фото и видео из пресс-релиза.