Перевозчиков в Петрозаводске никто не контролирует
Текст: Елена Малишевская
После провала транспортной реформы в Петрозаводске все чаще стали использовать выражение «транспортный коллапс». Жители города устали жаловаться и возмущаться, у гостей столицы Карелии все это вызывает изумление: почему так долго приходится ждать автобусов, а вечером их вообще не дождаться. Прокуратура Карелии поручила провести проверку, в ходе которой получены удивительные ответы от городской администрации и службы по надзору за транспортом: оказывается, ни те, ни другие не контролируют перевозчиков. Не могут, нет прав.
Напомним, что транспортную реформу в Петрозаводске анонсировали в конце 2022 года. На планерном совещании в мэрии председатель комитета ЖКХ Юлия Мизинкова, подобно Капитану Очевидность, констатировала: общественный транспорт ненадежный, расписание не соблюдается, подвижной состав изношен, водители допускают некорректное поведение. Исправить все эти безобразия предполагалось с помощью реформы. Новую маршрутную сеть и экономическую модель для Петрозаводска разработало ФАУ «РосдорНИИ». Учитывалось множество параметров: расположение жилых массивов, точек притяжения, остановок, светофоров, среднее время поездки (в столице Карелии это 23 минуты), интервал в час пик (он не должен превышать 10 минут).
В 2023 году, обещала Мизинкова, начнется постепенный переход на муниципальные контракты с перевозчиками. В них будут прописаны все необходимые требования: качество и количество подвижного состава, жесткое соблюдение расписания, нормы поведения водителей и другие. Также в контрактах будут оговорены штрафные санкции, которые городская администрация сможет применять к перевозчикам.
«Нарушил график движения – штраф, второй раз – еще больший штраф, третий раз – расторжение контракта. Правда жизни такова, что в нашем инструментарии должно присутствовать не убеждение, а принуждение»,
– отмечал в 2022 году глава города Владимир Любарский.
Начало транспортной реформы в 2023 году петрозаводчан порадовало: на маршрутах № 5, 14 и 29 появились современные автобусы гатчинской компании ООО «Транс-Балт». Компания стала работать по регулируемым тарифам, подразумевающим выполнение муниципального заказа за определенную сумму. Однако прежние автоперевозчики, работавшие на этих маршрутах, пошли в суд.
После целого ряда решений, вынесенных городским судом, 3 июня 2024 года Верховный суд Карелии поставил в деле точку: он признал незаконными приказы городской администрации, прекратившие действие свидетельств прежних перевозчиков по маршрутам № 5,14 и 29. Компании «Транс-Балт» дали доработать до конца июня, а потом полюбившиеся горожанам лазурные автобусы покинули Петрозаводск. Реформа потерпела фиаско, не успев начаться. Чиновники даже не смогли юридически грамотно расстаться с компаниями, к которым были претензии. Впору говорить не о транспортном, а об управленческом коллапсе.
Депутаты Законодательного собрания, устав слышать стенания избирателей, направили обращение в прокуратуру Карелии с просьбой провести проверку обстоятельств, приведших к кризису с общественным траспортом. Прокуратура, судя по ответу, с доводами согласилась: да, проверка нужна. Но поручила провести эту самую проверку начальнику службы по надзору в сфере транспорта и... главе Петрозаводского городского округа.
Такое поручение прокуратуры породило множество саркастических комментариев в телеграм-каналах:
«Инне Колыхматовой предложили саму себя высечь».
«Почему же саму себя, можно высечь Мизинкову».
«Мизинкову не высечь, она снова в минтранс убежала».
Неизвестно, проводит ли проверку в данный момент администрация Петрозаводска, но официальный ответ парламентариям городские чиновники прислали. Он, к сожалению, предсказуем.
«За обновление подвижного состава отвечают руководители транспортных предприятий. Возможность привлечения перевозчиков к административной ответственности за несоблюдение расписания движения и маршрутов следования у администрации отсутствует».
Оставалась одна надежда – на службу по надзору в сфере транспорта. Казалось бы, она для этого и создавалась – чтобы контролировать перевозчиков. Увы, это оказалось не так.
«В соответствии с указанными полномочиями, у МТУ Ространснадзора по СЗФО отсутствует возможность привлечения транспортных компаний к административной ответственности за несоблюдение расписания и интервалов движения, несоблюдение правил дорожного движения и неудовлетворительное санитарное состояние транспортных средств. Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» введены значительные ограничения на проведение внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, поэтому плановые и внеплановые проверки в отношении организаций, осуществляющих перевозку пассажиров по автобусным маршрутам общего пользования, в 2024 году не проводились»,
– говорится в ответе Ространснадзора.
В ведомстве уточнили, что все-таки выходят в рейды и проверяют автобусы – но только на предмет их технической исправности и наличия лицензий.
«За текущий период 2024 года в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа по регулярным автобусным маршрутам Петрозаводского городского округа, проведено 17 мероприятий по проверке автобусов в процессе их эксплуатации. Составлено 38 актов осмотра транспортных средств, выявлено 49 фактов нарушений обязательных и лицензионных требований. Должностными лицами МТУ Ространснадзора по СЗФО вынесено 36 постановлений о привлечении виновных лиц к административной ответственности. Сумма наложенных штрафов составила 465 000 рублей»,
– говорится в документе.
То есть если у перевозчика есть лицензия на оказание транспортных услуг и автобус едет, то вопросов нет. Если автобус грязный, с рваными сиденьями, с хамоватым водителем, едет не по расписанию, опаздывает или вообще не выходит на линию – на хозяина транспортной компании некому найти управы.
Можно много иронизировать по этому поводу, с сарказмом писать комментарии в «телеге», создавать новые мемы. Но на самом деле очень жаль нас всех, жителей Петрозаводска, вынужденных жить в условиях не только транспортного, но и управленческого коллапса. // Фото: "Петрозаводск говорит".