06 августа 2024, 19:51

Перевозчиков в Петрозаводске никто не контролирует

У жителей столицы Карелии остается все меньше надежды на исправление ситуации в сфере общественного транспорта

Текст: Елена Малишевская

После провала транспортной реформы в Петрозаводске все чаще стали использовать выражение «транспортный коллапс». Жители города устали жаловаться и возмущаться, у гостей столицы Карелии все это вызывает изумление: почему так долго приходится ждать автобусов, а вечером их вообще не дождаться. Прокуратура Карелии поручила провести проверку, в ходе которой получены удивительные ответы от городской администрации и службы по надзору за транспортом: оказывается, ни те, ни другие не контролируют перевозчиков. Не могут, нет прав.

Напомним, что транспортную реформу в Петрозаводске анонсировали в конце 2022 года. На планерном совещании в мэрии председатель комитета ЖКХ Юлия Мизинкова, подобно Капитану Очевидность, констатировала: общественный транспорт ненадежный, расписание не соблюдается, подвижной состав изношен, водители допускают некорректное поведение. Исправить все эти безобразия предполагалось с помощью реформы. Новую маршрутную сеть и экономическую модель для Петрозаводска разработало ФАУ «РосдорНИИ». Учитывалось множество параметров: расположение жилых массивов, точек притяжения, остановок, светофоров, среднее время поездки (в столице Карелии это 23 минуты), интервал в час пик (он не должен превышать 10 минут). 

 

В 2023 году, обещала Мизинкова, начнется постепенный переход на муниципальные контракты с перевозчиками. В них будут прописаны все необходимые требования: качество и количество подвижного состава, жесткое соблюдение расписания, нормы поведения водителей и другие. Также в контрактах будут оговорены штрафные санкции, которые городская администрация сможет применять к перевозчикам. 

«Нарушил график движения – штраф, второй раз – еще больший штраф, третий раз – расторжение контракта. Правда жизни такова, что в нашем инструментарии должно присутствовать не убеждение, а принуждение»,

– отмечал в 2022 году глава города Владимир Любарский.

 

Начало транспортной реформы в 2023 году петрозаводчан порадовало: на маршрутах № 5, 14 и 29 появились современные автобусы гатчинской компании ООО «Транс-Балт». Компания стала работать по регулируемым тарифам, подразумевающим выполнение муниципального заказа за определенную сумму. Однако прежние автоперевозчики, работавшие на этих маршрутах, пошли в суд.

После целого ряда решений, вынесенных городским судом, 3 июня 2024 года Верховный суд Карелии поставил в деле точку: он признал незаконными приказы городской администрации, прекратившие действие свидетельств прежних перевозчиков по маршрутам № 5,14 и 29. Компании «Транс-Балт» дали доработать до конца июня, а потом полюбившиеся горожанам лазурные автобусы покинули Петрозаводск. Реформа потерпела фиаско, не успев начаться. Чиновники даже не смогли юридически грамотно расстаться с компаниями, к которым были претензии. Впору говорить не о транспортном, а об управленческом коллапсе.

 

Депутаты Законодательного собрания, устав слышать стенания избирателей, направили обращение в прокуратуру Карелии с просьбой провести проверку обстоятельств, приведших к кризису с общественным траспортом. Прокуратура, судя по ответу, с доводами согласилась: да, проверка нужна. Но поручила провести эту самую проверку начальнику службы по надзору в сфере транспорта и... главе Петрозаводского городского округа.

 

Такое поручение прокуратуры породило множество саркастических комментариев в телеграм-каналах:

«Инне Колыхматовой предложили саму себя высечь».

«Почему же саму себя, можно высечь Мизинкову».

«Мизинкову не высечь, она снова в минтранс убежала».

Неизвестно, проводит ли проверку в данный момент администрация Петрозаводска, но официальный ответ парламентариям городские чиновники прислали. Он, к сожалению, предсказуем.

«За обновление подвижного состава отвечают руководители транспортных предприятий. Возможность привлечения перевозчиков к административной ответственности за несоблюдение расписания движения и маршрутов следования у администрации отсутствует».

 

Оставалась одна надежда – на службу по надзору в сфере транспорта. Казалось бы, она для этого и создавалась – чтобы контролировать перевозчиков. Увы, это оказалось не так.

«В соответствии с указанными полномочиями, у МТУ Ространснадзора по СЗФО отсутствует возможность привлечения транспортных компаний к административной ответственности за несоблюдение расписания и интервалов движения, несоблюдение правил дорожного движения и неудовлетворительное санитарное состояние транспортных средств. Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» введены значительные ограничения на проведение внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, поэтому плановые и внеплановые проверки в отношении организаций, осуществляющих перевозку пассажиров по автобусным маршрутам общего пользования, в 2024 году не проводились»,

– говорится в ответе Ространснадзора.

 

В ведомстве уточнили, что все-таки выходят в рейды и проверяют автобусы – но только на предмет их технической исправности и наличия лицензий.

«За текущий период 2024 года в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа по регулярным автобусным маршрутам Петрозаводского городского округа, проведено 17 мероприятий по проверке автобусов в процессе их эксплуатации. Составлено 38 актов осмотра транспортных средств, выявлено 49 фактов нарушений обязательных и лицензионных требований. Должностными лицами МТУ Ространснадзора по СЗФО вынесено 36 постановлений о привлечении виновных лиц к административной ответственности. Сумма наложенных штрафов составила 465 000 рублей»,

– говорится в документе.

То есть если у перевозчика есть лицензия на оказание транспортных услуг и автобус едет, то вопросов нет. Если автобус грязный, с рваными сиденьями, с хамоватым водителем, едет не по расписанию, опаздывает или вообще не выходит на линию – на хозяина транспортной компании некому найти управы.

Можно много иронизировать по этому поводу, с сарказмом писать комментарии в «телеге», создавать новые мемы. Но на самом деле очень жаль нас всех, жителей Петрозаводска, вынужденных жить в условиях не только транспортного, но и управленческого коллапса. // Фото: "Петрозаводск говорит".