Транспортная реформа стартует в Петрозаводске в 2023 году
Проблема с общественным транспортом в Петрозаводске сегодня очевидна для всех: он ненадежный, расписание не соблюдается, подвижной состав изношен, водители допускают некорректное поведение, констатировала на планерном совещании в мэрии председатель комитета ЖКХ Юлия Мизинкова. И на фоне всех этих негативных факторов регулярно повышается стоимость проезда. Кардинально изменить систему власти надеются с помощью транспортной реформы.
Деятельность организаций, занимающихся перевозками, регулирует федеральный закон № 220, принятый 13 июля 2015 года. На территории Петрозаводска общественный транспорт представлен троллейбусами, а также автобусами малого и среднего класса.
И вот между ними колоссальная разница: троллейбусы в нашем городе ездят по регулируемому тарифу, автобусы – по нерегулируемому. То есть перевозчики сами устанавливают стоимость проезда. В Петрозаводске таких компаний девять: «АТП», «АТП-2», «АТП-3», «АТП-4», «Автосити», «Транспортная компания», « ТК Паллада», «Вираж» и «Автопассаж».
Какой плюс от того, что перевозками занимаются частники? Городской бюджет не тратит свои средства. Минусов при этом гораздо больше. Пожалуй, главный заключается в том, что никаких правовых оснований влиять на стоимость проезда у городской администрации нет, за исключением случаев, когда несколько компаний заявляют о повышении тарифа на одну и ту же величину – тогда должен вмешаться антимонопольный комитет,
отметила Юлия Мизинкова.
Так случилось на прошлой неделе: сразу шесть перевозчиков заявили об увеличении стоимости до 48 и 50 рублей. Но дело не только в цене за проезд, горожане жалуются на плохое обслуживание, а мэрия по закону ничего сделать не может, разве что поругать. Законодательно другие механизмы воздействия отсутствуют.
В большинстве регионов России сегодня начат процесс перехода всего объема перевозок на регулируемый тариф. Инициирован он и в столице Карелии.
Новую маршрутную сеть и экономическую модель для Петрозаводска разработал ФАУ «Росдорнии». Учитывалось множество параметров – расположение жилых массивов, точек притяжения, остановок, светофоров, среднее время поездки (в столице Карелии это 23 минуты), интервал в час пик (он не должен превышать 10 минут).
Предложенная специалистами маршрутная сеть предполагает в перспективе возобновление троллейбусного маршрута Корабелов-Хейкконена, соединяющего Ключевую через Кукковку и центр с Древлянкой. Также запланированы запуск нового троллейбусного маршрута Заводская-Чистая, продление автобусного маршрута № 21 по Шуйскому шоссе (что позволит без пересадок добираться до ветеринарной клиники и Садового центра), продление автобусного маршрута № 14 до улицы Чистой. Предусмотрен заезд автобуса № 5 на Родниковый проезд. Автобусный маршрут № 2 будет начинаться в Университетском городке. Маршрут № 27 соединит улицу Энтузиастов и Соломенное. Новая конечная остановка появится у маршрута № 29 – после реформации он будет следовать из СКЗ через Первомайский проспект, ж/д вокзал, улицы Чапаева, Ватутина и Пархоменко, по Лесному проспекту до конечной остановки на ул. Энтузиастов.
Предполагается замена автобусов (среднего класса на большой) на следующих маршрутах: 9, 14, 17, 19.
В 2023 году начнется постепенный переход на муниципальные контракты с перевозчиками. В них будут прописаны все необходимые требования: качество и количество подвижного состава, жесткое соблюдение расписания, нормы поведения водителей и другие. Также в контрактах будут оговорены штрафные санкции, которые городская администрация сможет применять к перевозчикам.
Для полной реализации транспортной реформы городу необходимо вложить 2,2 млрд рублей. Предполагаемая выручка – около 800 млн рублей, то есть чтобы воплотить все намеченное, нужно, чтобы в городском бюджете на 2023 год было 1,4 млрд рублей. Конечно, таких денег пока у столицы Карелии нет, но на первый этап есть: республиканская казна выделила 330 млн рублей.
Как подчеркнула Юлия Мизинкова, вектор намечен, пилотными станут автобусные маршруты 5, 14 и 29. Они обеспечивают транспортное сообщение с самыми отдаленными микрорайонами – Птицефабрикой, Сулажгорским кирпичным заводом и Соломенным. Конкурсы на контракты пройдут уже в январе 2023 года. К слову, на 14 маршруте, связывающем Древлянку и Соломенное, планируется использовать большие автобусы.
Сейчас, при отсутствии необходимого количества денег, наша цель – верно расставить приоритеты. На данный момент у мэрии с действующими перевозчиками нет никаких контрактных отношений, и, как следствие, нет никаких инструментов влияния. Но вскоре появятся: нарушил график движения – штраф, второй раз – еще больший штраф, третий раз – расторжение контракта. Правда жизни такова, что в нашем инструментарии должно присутствовать не убеждение, а принуждение,
- отметил глава города Владимир Любарский.
Будет обновляться и троллейбусный парк: министерством транспорта РФ одобрена заявка Петрозаводска на приобретение в 2024 году в льготный лизинг 27 троллейбусов. Учитывая купленные в этом году машины (21 при помощи бюджета республики), можно предполагать, что в скором времени все троллейбусы в столице Карелии будут новыми.
Мэр Петрозаводска подчеркнул, что контрактные отношения с перевозчиками – это ключевая история транспортной реформы. У городских властей появятся реальные рычаги влияния на частные компании.
«Мы сегодня слышим запросы горожан: не ждать долго автобуса, чтобы он привез тебя вовремя, чтобы соблюдались интервалы движения, чтобы в нем было удобно ехать. Вот это сегодня главное, и эти наболевшие вопросы должна решить транспортная реформа», - выразил надежду Владимир Любарский.