Отопительный сезон в Карелии: заливаем пожар деньгами?
Возможно, многие, уходя с внеочередного заседания парламентского комитета по ЖКХ, состоявшегося 22 ноября в ЗС РК, не заметили ничего экстраординарного. Между тем созданные правительством Карелии в сфере ЖКХ предприятия и организации вступили в открытую конфронтацию друг с другом. В разгар отопительного сезона подобные взаимоотношения способны добавить неуправляемости в и без того расшатанную систему коммунального хозяйства Карелии.
- Последние два отопительных сезона 2017-2018 и 2018-2019 годов проходили в очень критической ситуации. Связано это было с тем, что основная часть районов, которые были на обслуживании Карелэнергоресурса, не были готовы к отопительному сезону. И практически все эти два года работали с колес, - заявила вице-премьер министра карельского правительства Оксана Чебунина.
Она рассказала, что ООО «Карелэнергоресурс» не выполняло инвестиционной программы, не проводило необходимые ремонтные работы, не следило за техническим состоянием котельных. Модернизация котельных и сетей не проводилась на протяжении нескольких лет. В 2018 году Карелэнергоресурс выполнил инвестиционную программу на 10,4% запланированного объема.
- Сети не меняются, котельные абсолютно не ремонтируются, возможности формировать по выгодным ценам нормативные запасы топлива нет,
- так объяснила Чебунина инициативу правительства, которое летом 2019 года услуги по теплоснабжению большинства карельских районов передало в ГУП РК «КарелКоммунЭнерго».
Депутатам были представлены фотографии полного развала, который в некоторых районах после себя оставило ООО «Карелэнергоресурс». Народные избранники поинтересовались, кто за это ответит? Но внятного ответа они не получили. А между тем это не праздный вопрос. ООО «Карелэнергоресурс» - законорожденное «дитя» карельского правительства. Его учредителем выступила созданная правительством АО «Корпорация развития РК».
Об этом напомнила Чебунина, когда представитель банка «Возрождение» в очередной раз поинтересовалась, кто теперь рассчитается с кредитом, который по просьбе республиканской власти банк выдал Карелэнергоресурсу. ООО «Карелэнергоресурс» уже просрочило выплаты за последние три месяца. Вице-премьер министра прямо сказала, что поручителем по кредиту выступает Корпорация развития РК, а его учредителем является правительство Карелии.
- Если правительство является учредителем корпорации, то в соответствии с законодательством… корпорация обязана по поручительству выплатить эти деньги? - ответила вопросом на вопрос Оксана Чебунина.
Получив положительный ответ, продолжила:
- Значит, будут выплачены эти деньги.
Другими словами, бюджет еще не раз «вздрогнет», расплачиваясь по долгам Карелэнергоресурса.
Когда правительственные чиновники говорят о попавшей в предбанкротное состояние теплоснабжающей организации, то кажется, что речь идет о какой-то сторонней коммерческой структуре, владелец которой оказался то ли плохим бизнесменом, то ли недобросовестным предпринимателем, то ли просто тупым управленцем. А ведь Карелэнергоресурс - предприятие, полностью подконтрольное карельскому правительству. Оно могло менять директоров как перчатки, нарезать им задачи, проверять, анализировать, контролировать, в общем, делать все, чтобы потом не нужно было демонстрировать ужасающие снимки технического развала. По какой-то неведомой причине этого не происходило. Почему вновь фиаско — не выяснили до сих пор.
Правительство Карелии пошло по самому простому пути — передало котельные утонувшего в долгах Карелэнергоресурса другому госпредприятию и «залило» его деньгами.
Летом депутаты ЗС РК согласились выделить дополнительную субсидию в размере 365 миллионов рублей. А позднее из федерального бюджета Карелия получила дотацию в сумме 1 миллиард рублей, из которых 750 миллионов рублей передали ГУП РК «КарелКоммунЭнерго».
Депутаты интересовались, а не повторит ли КарелКоммунЭнерго судьбу Карелэнергоресурса? Ведь, судя по словам Чебуниной, в правительстве так и не появилось тщательного анализа произошедшего, а значит, там не понимают истинных причин краха теплоснабжающей компании.
- Стоит цель оптимизировать и выйти на нормальное функционирование всего теплового хозяйства республики, - сказала Чебунина.
Даже непосвященному в нюансы жилищно-коммунальной реальности очевидна звенящая пустота этой фразы. Тем более, что путь, по которому решили «оптимизировать» коммунальный сектор, с одной стороны, покрыт тайной, а с другой, к оптимизации не имеет даже отдаленного отношения. Чиновники карельского правительства уже рассказывали депутатам о том, что хотели бы создать дополнительно шесть дочерних предприятий, которые бы занялись теплоснабжением разных районов. На это депутаты даже согласились выделить порядка 300 миллионов рублей, которые нужно освоить до конца 2019 года. Депутат Леонид Лиминчук поинтересовался этими планами.
- В настоящее время эти акционерные общества проходят эмиссию акций, - объяснила Чебунина.
Лиминчук спросил, есть ли у акционерных обществ директора. Чебунина замешкалась, а депутат, возможно не желая развивать эту щекотливую тему, поправился: дескать, «это не самая суть вопроса». В правительстве планируют опять отдать имущество КарелКоммунЭнерго в концессию шести акционерным обществам. Другими словами, один в один повторить ту же схему, которая завершилась огромными долгами, проваленной инвестиционной программой и котельными, требующими незамедлительного ремонта.
- Я правильно понимаю, что это будет децентрализация управления, хотя федеральное послание президента говорит о том, что мы должны централизовать силы отопительного сезона, - уточнил Лиминчук и получил утвердительный ответ.
Не менее странной выглядит ситуация вокруг взаимоотношений КарелКоммунЭнерго и ООО «Единый информационно-расчетный центр РК» (ЕИРЦ РК). ООО «ЕИРЦ РК» - еще одно стопроцентное «дитя» карельского правительства. ООО «ЕИРЦ» и республиканское АО «Единый расчетный центр РК» (ЕРЦ РК) карельское правительство специально создало для сбора коммунальных платежей с населения. У этих двух организаций один директор - Александр Ратников. Создавая центры, в правительстве хотели уйти от недобросовестных компаний, когда деньги граждан не доходили до ресурсоснабжающих организаций, сделать для удобства граждан единую квитанцию и минимизировать расходы, связанные с выставлением счетов.
В итоге вышел казус. Государственное предприятие «КарелКоммунЭнерго» наотрез отказывается сотрудничать с другой государственной организацией ООО «ЕИРЦ РК», ссылаясь на дороговизну услуг.
Директор КарелКоммунЭнерго Станислав Хазанович сообщил, что создал собственный абонентский отдел из 16 человек, который обходится в 2,5 раза дешевле, чем затраты Карелэнергоресурса на услуги ЕИРЦ РК. Хазанович сказал, что и претензионную работу по взысканию долгов КарелКоммунЭнерго взяло на себя.
Лиминчук пытался понять, зачем создавать еще одну структуру, если уже существует специализированная республиканская организация. Хазанович объяснил это тем, что вознаграждение за услуги, которые предоставляет ЕИРЦ, нельзя заложить в тариф. Другими словами, дополнительную нагрузку Хазанович пытается переложить с предприятия на граждан, оплачивающих коммунальные услуги.
Словно в отместку ЕИРЦ, потерявший выгодного клиента, отказывается передавать КарелКоммунЭнерго базу данных о собственниках жилья. Естественно, оплатить услуги КарелКоммунЭнерго теперь невозможно через ЕИРЦ.
Конфликт между двумя организациями, принадлежащими правительству Карелии, уже ударил по гражданам. Депутатам пошли жалобы, что теперь в Сбербанке стали брать комиссию при оплате услуги теплоснабжения. Станислав Хазанович рассказал, что предприятие намерено установить в перспективе собственные терминалы по сбору платежей.
- Один, два, три терминала в район будем ставить, чтобы потребители могли оплачивать услуги,
- сказал Хазанович.
Когда установят терминалы, кто за это заплатит и будет ли удобно всем районом стекаться к «одному, двум, трем» терминалам — это отдельный вопрос.
Сомнения депутатов, которые предложили в начале 2020 года встретиться еще раз по проблеме организации системы теплоснабжения Карелии, - на поверхности.
Республика на протяжении многих лет находится в состоянии хронического эксперимента. Правительство создает различные организации и предприятия, обещая, что теперь-то жизнь наладится. В государственные ООО и АО вбухиваются миллионы бюджетных средств. Но реальность отказывается подчиняться предложенным управленческим моделям. Мало того, размножившиеся государственные «дочки» начинают ссориться друг с другом, создавая проблемы гражданам. А правительство способно лишь на одно: очередной "пожар" заливать деньгами. Нашими с вами деньгами.
В ближайшее время мы должны получить шесть новых акционерных обществ, которые сейчас проклевываются на ниве теплоснабжения. Боюсь, что закончится данная «операция» очередной жатвой невозвратных долгов.