Названы предварительные причины трагедии на Ладоге
Названы первые причины, которые могли привести к трагедии на Ладоге. Ими могли стать сильная волна, неумение подростков управлять лодкой и плавсредство, которое не приспособлено для хождения по озерам.
Вот что рассказал ведущий сотрудник Центра погоды ФОБОС Евгений Тишковец на своей странице в Facebook:
Минувшим вечером ветровой режим в акватории Ладожского озера был сложным, что типично для такой аэросиноптической ситуации - погода обуславливалась тыловой частью североатлантического циклона, куда с севера поступал более свежий, а значит, тяжелый воздух полярного происхождения, характеризующийся шквалистым ветром.
По его словам, примерно до 15 метров в секунду порывы ветра усилились как раз в период с 18 до 21 часа – когда произошел инцидент с подростками. Такой ветер, по словам Тишковца, классифицируется как сильный и соответствует шести баллам. Размер крупных волн в данных условиях может достигать высоты трех метров и длины около 50.
Одной такой волны достаточно, чтобы лодка наполнилась до краев водой или перевернулась. Оказаться в воде карельского озера − это само по себе серьезное испытание,
- подчеркнул метеоролог.
Он добавил, что сейчас вода в прибрежной зоне озера быстро отводит тепло от человеческого тела. В данных условиях время безопасного пребывания в ней не превышает трех часов.
Кроме того, издание eg.ru сообщает, что Игорь Д., который управлял судном, предположительно, совершил слишком резкий поворот и моторная лодка перевернулась.
Отметим также, что, судя по фотографии, сделанной за несколько минут до трагедии (опубликовано РЕН ТВ), ребята вышли на Ладогу на моторной лодке типа «Казанка». Эти лодки выпускались в СССР с 1955 года. Это плоскодонные дюралевые суда, грузоподъемностью 400 кг, рассчитанные на 4 человека, при мощности подвесного мотора не более 25 л.с., с заявленной судоходностью с высотой волны до 25 см.
С самого начала эти лодки зарекомендовали как отвратительные суда с крайне низкими судоходными качествами на волне. При этом узкий корпус лодки позволяет ей развивать высокую скорость на глиссере даже под не слишком мощным мотором. При этом контроль над управлением лодкой ослабевает из-за скорости и плоскодонности.
В связи с неудачным профилем бортовых обводов внутрь лодки, «Казанки» чрезвычайно опасны на резких поворотах. В 1970 году «Казанки» были повсеместно запрещены на водоемах страны из-за своей аварийности и склонности к перевороту.
Следующая модель - «Казанка-М» - была оснащена бортовыми «булями» (герметичные дюралевые баллоны наподобие треугольных в сечении крыльев), которые несколько улучшили ходовые качества лодки.
Люди, связанные с лодочной навигацией, утверждают, что лодки типов «Казанка», «Казанка-М», «Южанка» полностью не годятся для судоходства по средним и крупным озерам. Наименее опасны «Казанки» только в эксплуатации на малых реках.
К общим недостаткам «Казанок» относятся узость корпуса лодки, который не обеспечивает устойчивости при бортовой волне, делает лодку «вертлявой», а также «колунообразный» профиль носовой части. Из-за отсутствия волнореза на встречной волне «Казанка» не разрезает воду, не выходит на гребень волны, а как бы «рубит» водный вал. При этом часть встречного вала неминуемо оказывается в лодке. Выпуск «Казанок» прекращен в СССР в 1978 году.
Кроме того, если судить по фотографии, ребята вышли в озеро на лодке, с которой снято ветровое стекло, которое служит дополнительным препятствием для отражения воды, поступающей в лодку при встречном столкновении с волной.
Логично предположить, что, столкнувшись на Ладоге с высокой волной, ребята запаниковали, пытались повернуть назад, но при резком маневре опрокинули лодку. Если к этому добавить слабую мореходность «Казанки», отсутствие ветрового стекла, перегруз лодки (5
человек) и отсутствие опыта у рулевого, исход при ладожском шторме не мог быть иной.
Напомним, инцидент произошел накануне вечером в заливе Импилахти Ладожского озера. Четверо юношей и одна девушка, приехавшие на отдых, перевернулись во время катания по озеру на лодке. Двоим из них у далось добраться до берега. Судьба еще троих пока остается неизвестной. Спасшиеся подростки утверждают, что девушка погибла. Поиски продолжаются.
Подробнее о трагедии на Ладоге, читайте в прямой трансляции на портале "Петрозаводск говорит". Наши журналисты работают на месте событий.