05 ноября 2022, 08:00

Микрорайон Петрозаводска лишился библиотеки из-за канители чиновников

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 5 ноября в 2002 году

С середины 90-х примерно за десятилетие в Карелии закрылась почти половина всех библиотек. И вот пришел черед еще одной – в микрорайоне Перевалка. Ровно 20 лет назад эта библиотека находилась в здании, которое принадлежало фирме «Лотос». Фирма отказалась продлить договор аренды, а Управление муниципальным имуществом (УМИ) Петрозаводска не смогло подыскать для библиотеки подходящего помещения.

Библиотека на Перевалке существовала в течение 15 лет. Она находилась в здании на Ватутина, 33, на втором этаже. И вот сотрудникам пришло распоряжение – освободить помещение до 10 декабря. У собственника здания появились другие планы. Заместитель начальника УМИ Петрозаводска Валентина Борискова пояснила: «Собственником является фирма «Лотос», которое в свое время, лет десять назад купила это помещение у Онежского тракторного завода. У них было обязательство – содержать библиотеку десять лет. Срок прошел. Поэтому сейчас они предложили подыскать для библиотеки другое помещение, аргументируя еще и тем, что необходимо проводить капитальный ремонт».

Раз библиотеки здесь не будет, а это было решено еще до начала отопительного сезона, то и батареи на втором этаже здания решили не включать. Фирма «Лотос» поступала исключительно в рамках закона, предупредив библиотекарей за три месяца до того, как они будут выгнаны на улицу. Библиотекарь Антонина Долматова рассказала: «Мы не получили тепла совсем. И наши читатели мерзнут вместе с нами. Мы мерзнем, мерзнут наши цветы, наши читатели». Ее поддержала коллега Елена Корнякова: «Вот маленький обогреватель, в радиусе метра вокруг них еще тепло, а все остальное – холодно. Ходим быстро в фонды за книжками – туда и обратно. Что поделать».

Фондом библиотеки, а это более 50 тысяч книг – пользуются около 4 тысяч жителей Перевалки. Юные читатели приходили в библиотеку, сидели в неотапливаемом читальном зале в куртках. Школьникам было неудобно добираться до других библиотек города. «Если только выпадает мне больше свободного времени, я стараюсь все время сюда прийти», - призналась маленькая Аля Лаптева. «Нам задают по музыке очень много домашнего задания, - подхватила Инга Дюк. – Мы рефераты делаем. И я только здесь могу найти нужную информацию».

Больше всего сотрудников библиотеки беспокоила дальнейшая судьба книг. Температурный режим был нарушен, и многие старые издания спасти было уже нельзя. О своей же судьбе библиотекари беспокоились мало. Они привыкли работать за очень маленькие деньги. И даже с таких зарплат всегда скидывались на покупку лампочек, ручек, фломастеров. Сотрудники заведения понимали, что это право фирмы – распорядиться зданием по своему усмотрению. Но им было горько осознавать, что им не могут помочь – не могут подобрать помещение для такой необходимой работы с детьми.

На Перевалке почти не оставалось муниципальных зданий – было либо все продано, либо сдано в аренду. Эти факты подтвердили в Управлении муниципальным имуществом. Им было поручено искать помещение для библиотеки на Перевалке, но вариантов найти они не могли. Жители Перевалки не раз обращались в различные инстанции города, включая мэра Петрозаводска с просьбой сохранить в микрорайоне библиотеку. На письма приходили вежливые ответы – дело рассматривается, вопрос решается. Какое решение примет администрация, и как быстро она это сделает – оставалось только гадать.

А на заседании ЗС РК во втором чтении обсуждался проект закона о транспортном налоге, которые предполагали ввести в республике с января 2003 года.

Карельских автовладельцев в первую очередь интересовало, сколько им все-таки придется платить за одну лошадиную силу.

«На прошлом заседании была установлена ставка 17,5 рублей. Мы ее покритиковали на комитете. Предложили правительству ее изменить. Правительство предложило 8 рублей. Но и сейчас существует мнение – может быть, все же на пару-тройку рублей надо снизить»,

- пояснил Николай Макаров, председатель комитета по экономической политике.  

Основная борьба развернулась вокруг ставок транспортного налога. Однако, были в законопроекте и другие пункты, вызывающие вопросы. По новому закону самыми дешевыми с 1 января станут легковые машины мощностью до ста лошадиных сил. Предполагалось, что именно такими автомобилями владеют небогатые люди. Однако, гражданам с небольшими доходами, желающим купить машину, вполне по силам было приобрести давно не выпускающийся «Форд-Гранада» или «Опель-Рекорд». У обеих названных моделей полно модификаций с мощностью двигателя более ста лошадиных сил. А в проекте закона о транспортном налоге предлагалось взимать с владельца старого «Форда-Гранады» в четыре раза больше за одну лошадиную силу, чем с хозяина нового Мерседеса «А» класса. У Гранады мощность двигателя может достигать аж 169 лошадиных сил. У Мерседеса А-170 – всего 95.

Довольно сложно было убедить в справедливости лошадиного налога и отдельных владельцев далеко не самой дорогой и престижной иномарки «Дэу-Нексия». Те, кто купил эту машину с 90-сильным двигателем, останутся довольны. Те, кто имел неосторожность приобрести точно такую же модель, но с двигателем мощностью в 101 лошадиную силу, с 1 января должны будут платить за каждую условную лошадь в четыре раза больше, чем их более счастливые владельцы моделей «Дэу». Это в том случае, если закон о транспортном налоге будет принят в том виде, в котором он существовал на тот момент времени. Впереди было еще утверждение на заседании карельского парламента. Автовладельцы надеялись, что до декабря справедливое решение все же удастся сформировать.

Таким было 5 ноября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2002 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.