"Денег нет, но так было классно!" Театр кукол едет на "Золотую маску"

21 марта 2017, 12:50
В Международный день театра кукол мы поговорили с артистами и руководством театра о победах, куклах, премьерах и финансировании культуры.

Театр кукол – островок детства, который иногда пускает к себе выросших детей, чтобы те тоже смогли окунуться в безмятежные дни, где все поймут и простят. В Карелии театр кукол существует уже более 80 лет и давно перестал быть местом, куда можно прийти только ребенком или с ребенком. В Международный день кукольника «Петрозаводск говорит» узнал о закулисной жизни  главных героев спектаклей, поговорил с актерами «Железа», которые в апреле могут получить «Золотую маску», и выяснил, почему в этом сезоне зрителям не стоит ждать премьер.

 

«Волк и заяц, тигры в клетке - все они марионетки...» В театре кукол все дышит, смеется, строит глазки, короче говоря, оживает «в ловких и натруженных руках». Каждый из персонажей – неповторимое произведение художника, созданное под конкретного актера и для одного-единственного спектакля. Если представление убирают из театральной афиши, то все задействованные персонажи отправляются на заслуженный отдых. Культурный конвейер беспощаден к производителям доброго и вечного.

- А сколько всего кукол находится в вашем хранилище?

- Трудно сказать. Точной цифры не скажу,– отвечает нам заслуженная артистка Карелии Людмила Терентьева. Актриса показывает нам Мальвину, которая «работает» в театре  столько же, сколько сама Людмила Васильевна.  – Спектакль «Буратино» шел очень долго, а эту куклу водили два человека. Конечно, раньше она была посветлее, пластичнее, волосы – поголубее…

Актриса Людмила Терентьева

Мальвину в 1968 году сделал главный режиссер и художник театра Юрий Минаев. Знаменитый «минаевский гапит» – легкий и удобный каркас, который позволяет приводить куклу в движение, –  по достоинству оценен актерами российских театров.

Еще одно поколение кукол создано причудливым воображением художника Христины Георгиевны Скалдиной. Вот ковш, вот мочалка, а вот – солонки. Все вместе – герои спектакля по мотивам национальных сказок «Карельский сувенир». С ним театр еще в советское время впервые выехал на гастроли в Финляндию. В Хельсинки представление сняли местные телевизионщики, и говорят, что телепостановку можно до сих пор застать на финских экранах телевизоров.

Непосредственно в здании с волшебными стражами на крыше на проспекте Карла Маркса живут далеко не все куклы. Большая их часть находится на складах театра в разных частях города. На складе оказались и куклы с декорациями относительно недавнего хита театра кукол Карелии – спектакля «Железо». Сказка для взрослых о Вене с Зиной и их "Запорожце" идет уже второй сезон, и душевная история об этом совершенно обычном, но в то же время исчезающем примере семейных отношений оценили в Москве. В апреле спектакль едет в столицу, чтобы представить «Железо» в рамках главной театральной премии страны «Золотая маска». «Железо» Бориса Константинова номинировано в четырех номинациях, в том числе и за актерскую работу дуэта Любови Бирюковой и Дмитрия Будникова.

Любовь Бирюкова и Дмитрий Будников

–  Когда мы репетировали этот спектакль, то казалось, что творческий процесс не закончится никогда. Многое из того, что было придумано, не вошло в этот спектакль. «Железо» идет час, а мы нарепетировали на два, но у всего есть свои рамки, - вспоминает исполнитель роли Вени заслуженный артист Карелии Дмитрий Будников.

Успех «Железа» как у критиков, так и у зрителей, которые уже второй сезон обеспечивают аншлаг в зале, возможно, связан с той вовлеченностью творческого коллектива в работу над спектаклем. Он стал, по сути, квинтэссенцией зафиксированной импровизации актеров и семейных историй режиссера и художника. Как рассказывает директор театра Любовь Васильева, у «Железа» не было написанного сценария, а первоначально Борис Константинов собирался ставить совсем другую историю. Само "Железо" могло и вовсе получить название «Гараж» или «Ожившие вещи».

– От нас в этом спектакле остались имена, какие-то сцены мы с Димой тоже вместе придумали, и это понравилось режиссеру: «Этот текст хороший – запиши, а это – уберите». Борис Константинов прекрасно знал, про какое время и про каких героев он ставит этот спектакль, – рассказала заслуженная артистка России Любовь Бирюкова, исполнившая роль Зины, трудолюбивой и терпеливой супруги немного безответственного, но доброго Вени.

– Мне кажется, что главное в этом спектакле – человеческие отношения, которые сегодня исчезают. Всем бы хотелось прожить всю жизнь вместе. Да, у наших героев нет детей, но они любят друг друга. Это самые обыкновенные люди, которые не совершили никакого глобального поступка. Этот автомобиль стал их ребенком, их котенком, другом, надеждой. Он стал их жизнью. При этом у Вени характер чисто мужской, лидерский, а она покладистая и добрая. Такой я стараюсь ее делать. Мне кажется, этим спектакль тоже подкупает зрителя. Здесь женщина – это женщина. Нет размытых понятий, которые мы сегодня видим в жизни.

– Но ведь жалко ее…

– Да, вы знаете, ее жалеют. Хотя я изо всех сил стараюсь, чтобы этого чувства у зрителя не возникало. Но ведь и его жалеют! Диме удалось найти в Вене сильные мужские качества и в то же время трогательные, когда мужчину становится безумно жалко.

– Есть и еще один фактор успеха у этого спектакля. Все мы люди большой ностальгии, - отметил Дмитрий Будников. – Как бы хорошо ни жили, все равно говорим: «А помнишь, как в 80-х классно было. Денег не было, но как классно!  А сейчас все есть, но все плохо». Наверное, через 20 лет будем так же вспоминать 90-е.

– Такая история могла бы произойти сегодня?

– Думаю, что нет.

Фрагмент из спектакля "Железо". Фото Юлии Утышевой

В театре признаются, что «Железо» – это общий ребенок. Хотя Любовь Бирюкова до сих пор не понимает, то ли они действительно делали этот спектакль вместе, то ли режиссер грамотно направлял их, заставлял погружаться в эпоху с головой и тем самым производить нужные ему смыслы как будто самостоятельно. Импровизация или провокация для артистов? Сложно сказать по единственному опыту работы с режиссером. Впрочем, это уже не столь важно. Спектакль едет на «Золотую маску», и шансы на успех с четырьмя номинациями в запасе совсем не плохи.

Фрагмент из спектакля "Железо". Фото Юлии Утышевой

«Золотая маска» в Москве – не единственный фестиваль, куда приглашен театр кукол Карелии. В этом году наших артистов зовут в восемь городов, но только четыре выезда не находятся под угрозой срыва. Причина одновременно прозаичная и печальная – нехватка денег. На данный момент театр сможет себе позволить выступить только на фестивалях в Петропавловске-Камчатском, Ульяновске,  Великом Новгороде и Любимовке (Московская область), где заявлен в качестве хедлайнера, а это значит, что финансовая сторона вопроса полностью ложится на организаторов. Пока в Карелии финансово театр поддержали только в рамках «Золотой маски»: 150 тысяч рублей на дорогу и провоз декораций выделило Министерство культуры республики. Не будет в этом сезоне и нового спектакля. Вместо запланированной премьеры «Царевны-лягушки» сценическую постановку сказки «Три медведя» переделают в формат выездного спектакля для детских садов.

По словам директора театра кукол Любови Васильевой, формально Министерство культуры увеличило бюджет и вместо 11,8 миллиона рублей в прошлом году выделило в 2017-м 13,5 миллиона. В реальности же коллектив недосчитался 700 тысяч: с 1 января 2017 года в силу вступили изменения в законе, принятые Законодательным собранием Карелии, в результате которых театр лишился льготы на налог по содержанию государственного имущества. Теперь из выделенных 13,5 миллиона рублей обратно в бюджет вернутся 2,4 миллиона, а «на жизнь» театру остается чуть больше 11 миллионов. По сути, культурные учреждения, среди которых также оказались Национальный и Музыкальный театры,  должны будут заплатить государству за его же – государства – имущество. Стоит отметить, что на 700 тысяч театр кукол мог бы добавить в репертуар либо два небольших спектакля, либо один, но большого формата.

Фрагмент из спектакля "Железо". Фото Юлии Утышевой

–  Наш театр уже четыре года не получает постановочных средств. Все премьеры, что появились за эти годы, поставлены исключительно за счет собственных средств и грантов, - отметила Любовь Николаевна.  - Театр кукол всегда в год ставил по четыре новых спектакля. В этом году согласно государственному заданию стоят всего два спектакля. Один из них уже подтвержден грантом по программе ФЦП "Культура России". Это спектакль "Левша". Очень надеюсь, что Министерство финансов Карелии наконец-то услышит театр и будет выделять софинансирование по уже подтвержденным грантам. По-моему, это справедливо, ведь субсидии хватает только на очень скромный фонд оплаты труда и коммунальные расходы. В театре кукол с 2008 года не укомплектовано штатное расписание. 

Любовь Николевна Васильева

Мы находимся на краю гибели, и единственная задача, которая стоит перед нами на сегодняшний день, – это выжить. Наш театр хочет работать! Мы нашли свою тему, свой стиль, особую интонацию, чтобы быть созвучными своему времени. У нас прекрасные планы до 2020 года. Мы востребованы в театральном сообществе. Театру необходимо развиваться, без этого у него нет будущего.

– Какой бюджет мог бы удовлетворить  потребности театра сегодня?  

– Театру в год нужно порядка 17 миллионов. Сюда входит всё: зарплата, все налоги, авторские отчисления, содержание здания, ремонтные работы и даже постановочные средства, учитывая, то, что мы зарабатываем сами. И мне кажется, что 3,5 миллиона рублей в бюджете Карелии найти вполне реально.

Сегодня перед любым театром и концертной организацией ставится цель зарабатывать самостоятельно. В сфере культуры это всегда было и будет крайне тяжело. Вдвойне тяжело театру кукол, чей основной зритель еще не принимает самостоятельных решений, а полностью зависит от кошелька родителей. И если в нем нет лишних денег, чтобы отвести ребенка на представление, то даже самый большой юный любитель театра не сможет на него прийти. Билеты на спектакль стоят 200-250 рублей. Это немного, но каждый раз в очереди в кассе есть мама, которая возмущается ценами.

Занятие на "Куклантиде". Фото vk.com/club87340841

В июне театр в восьмой раз организует Республиканский фестиваль детских и юношеских кукольных театров "Куклантида". Все годы на него приезжали коллективы со всей республики, для них проводили мастер-классы, дети показывали свои спектакли, профессиональное жюри общалось с руководителями коллективов, оказывая тем самым методическую помощь. Изначально фестиваль проходил при финансовой поддержке Министерства культуры и Министрства образования, но уже второй год подряд "Куклантида" живет только на энтузиазме театра кукол и его актеров. В этом году артисты согласились отработать фестиваль бесплатно. 

- У нас нет денег на проживание и питание детей. В сложившейся ситуации мы приняли решение собирать деньги при помощи краудфандинга. На предыдущий фестиваль к нам приехало мало коллективов из Карелии, хотя желание у них было огромное, но не было возможности самим оплатить проживание и питание. Некоторые даже просили разрешения ночевать в театре. Вот такое стремление к участию в фестивале!

Полная смета, необходимая на детский фестиваль, составляет 400 тысяч рублей, но в театре не уверены, что смогут собрать нужную сумму с помощью краудфандинга. Поэтому сейчас организаторы выясняют, какие детские коллективы все-таки смогут приехать в Петрозаводск за свой счет. Исходя из этого, руководство представит усеченную смету и в апреле на одной из сетевых платформ откроется сбор средств, о старте которого мы обязательно сообщим на нашем портале.

Ася Кошелева's picture
Автор:

Выпускница филологического факультета ПетрГУ. Любит писать о людях в культуре и культуре в людях. Мечтает дочитать все начатые книги (а их постоянно скапливается до десятка штук одновременно), побывать в Риме, научиться не принимать все близко к сердцу и создать что-нибудь стоящее в профессиональном плане. Не любит бестактных людей.