Как мы два раза ездили на Соловки, но добрались — только один

15 августа 2019, 07:00
Что нужно иметь в виду, если планируете поехать на Соловецкие острова через турфирму

Нашу семейную поездку на Соловки можно назвать уникальной. Ездили мы туда дважды, но добрались до места назначения только один раз. Так вышло, что в ходе первой поездки произошел форс-мажор: у теплохода, который должен был нас везти, сломался один из двигателей. Мы просидели на судне больше шести часов и несолоно хлебавши вернулись в Петрозаводск.  

Я решила рассказать эту историю не потому, что хочу поругаться на турфирму/судьбу/ненадежный теплоход/погоду/закон подлости и на что там еще можно злиться. Туры на Соловки становятся все более популярными, и, может быть, мой горький и не только опыт кому-нибудь пригодится.

Как часто бывает, начиналось все очень хорошо. Тур под названием «1 день на Соловках из Петрозаводска» на 27-28 июля мы купили в туристической компании «Русский Север» чуть ли не за месяц, чтобы жить в предвкушении поездки. Я никому не говорила, что поеду на Соловки, «чтоб не сглазить» (увы, не помогло).

В 23.45 мы сели в новый и комфортабельный с виду автобус. До Беломорска около шести часов езды. И это не самые простые часы, даже для человека ростом 158 сантиметров и весом 47 килограммов.

Я слышала, как один из туристов поинтересовался, почему автобус такой неудобный, если его предназначение — перевозить людей на дальние расстояния. Водитель пояснил, что он произведен в Китае, стоимость составляет около 10 миллионов рублей. По-настоящему комфортабельный автобус, на каких перевозят туристов за границей, стоит, как минимум, вдвое дороже. Китайский окупится намного быстрее, так зачем переплачивать? А уж удобно ехать или нет — это, братцы, «дело десятое»...

Впрочем, эти шесть часов — самые неприятные в путешествии (если не считать, что потом придется столько же ехать обратно на этом же автобусе). Если вы готовы немного потерпеть ради впечатлений, этот тур для вас. Но если есть какие-то проблемы со здоровьем, разумнее доехать до Беломорска или Кеми на машине и там сесть на теплоход самостоятельно — такой вариант возможен, если не пользоваться услугами турфирмы.

На теплоходе нам сказали, что у судна сломался один из двигателей, и нужно подождать 2 — 2,5 часа, пока его отремонтируют. Стали ждать, куда деваться. Но ни через 2,5 часа, ни через 3 и даже 5 нам ничего не сказали. Гид-экскурсовод хранила молчание, представители судна где-то прятались. В выигрыше остался только продавец сувенирной продукции: людям ничего не оставалось, кроме как крутиться вокруг безделушек и от нечего делать что-нибудь покупать.

Когда стало очевидно, что мы никуда не поедем, самые активные туристы «выловили» главного на судне и заставили его написать объяснительную о том, что произошел форс-мажор. Туристам сказали, что на основе этой расписки им вернут деньги. Возвращать деньги мы не пытались, очень уж хотелось все-таки увидеть Соловки. В турфирме нам без проблем обменяли билет на одни из выходных августа.

Итак, попытка номер два. Другой, но тоже китайский и не менее кошмарный автобус. Тот же гид, тот же теплоход «Сапфир», на этот раз исправный. Завтрак выглядит так: каша, йогурт, бутерброд с колбасой и чай или кофе на выбор и большая вафля в шоколадной глазури. Вполне себе сытно. Забегая вперед, могу сказать, что в меню ужина были, на выбор, макароны с сосиской или пельмени. Каждое блюдо — 250 рублей. Обычный вафельный стаканчик с мороженым стоил 100 рублей. Продавец сувениров, по совместительству продавец кофе из кофе-машины, в течение всего пути предлагал на выбор эспрессо, американо или капучино за 100 рублей (с бальзамом — за 200).

В тур включены две экскурсии: о создании Беломорско-Балтийского канала и экскурсионная программа на Большом Соловецком острове (длится 2,5 часа). Не вижу смысла пересказывать исторические факты. Отмечу лишь пару моментов, которые показались самыми любопытными.

Например, никогда не обращала внимания, что на 500-рублевой купюре изображены Соловки. А на Большом Соловецком острове, оказывается, находится самое маленькое отделение Сбербанка в стране и есть такие же лабиринты, как у нас на Чертовом стуле в Петрозаводске.

В настоящее время проводятся работы по реставрации Соловецкого монастыря, которые планируется завершить к 2035 году. И стоит иметь в виду, что не все двери на территории центрального комплекса монастыря сейчас открыты для туристов (в турфирме вам об этом не скажут).

По поводу питания на острове. Мы выбрали монастырскую трапезную. Цены вполне приемлемые: камбала — 125 рублей, овощи на пару — 60 (можно взять половину), сок — 50 рублей, пряник — 30 (это то, что взяла я). Были еще салаты по 60 рублей, гарнир на выбор, чай. Камбала нам не понравилась: она была абсолютно холодная и очень соленая. Овощи были явно из пакетов с заморозкой. Зато недорого: обед на двоих обошелся в сумму 500 с чем-то рублей. Помимо трапезной, можно было пообедать в кафе, но мы туда не заглядывали.

Два с половиной часа после экскурсии — свободное время. Много, конечно, не нагуляешь. Лучше заранее определиться с маршрутом: турфирма дарит каждому туристу карту острова. Ну а потом снова на теплоход и автобус. Обратная дорога всегда легче, ведь положительные впечатления вытесняют мысли о неудобствах. Если, конечно, больше ничего не случится…

...Мой текст был уже написан, когда 13 августа республику облетела новость о том, что в Белом море потерпело крушение судно со 121 пассажиром на борту. По информации транспортной прокуратуры, судно следовало от острова Большой Соловецкий до Беломорского порта, и это был тот самый многострадальный «Сапфир».

Операция по спасению продолжалась около 5 часов, к счастью, никто не пострадал. Боюсь представить, что пережили люди. На Белом море даже мобильной связи нет. Мне жаль, что я не написала о своей неудачной поездке сразу. Один форс-мажор может быть случайностью, но два форс-мажора — это уже закономерность. И повод задуматься о качестве услуг, которые оказываются туристам на территории Карелии.

Валентина Платонова's picture
Автор:

В журналистике с 2008 года. Писала для газет «Всё», «ТВР-Панорама», журнала «Ваш досуг», была редактором журнала «Телепульт». Любит искать грибы и интересные темы.