Честность за ваши деньги. Удивительный арт-фестиваль в Киркенесе

24 февраля 2017, 11:52
Искусство, которое пытается переосмыслить повестку дня, по вкусу далеко не всем. Однако от этого оно не менее ценное.

В Киркенесе живет менее 3 тысяч жителей. Несколько лет назад его, наверное, можно было назвать моногородом, где весомая часть людей работала на рудниках. Сейчас в трехтысячном Киркенесе делают ставку на развитие порта, туризм. Ловить туристов планируют на самых дорогих в мире крабов – королевских, или, по-нашему, камчатских. С периодическим успехом птаются возродить и рудники. Пока неудачно.

Уже в 13-й раз этот маленький город (по сравнению с ним Петрозаводск – огромный мегаполис с поразительным трафиком и машинами, превышающими скорость в 30 километров в час) становится красной точкой на культурной карте мира. Хотя организаторы – русско-норвежская группа кураторов и продюсеров «Pikene på Broen» («Девушки на мосту») – не любят точные цифры, журналисты их просто обожают, так что, по моим подсчетам, в фестивале «Баренц-спектакль» приняли участие более двадцати творческих групп художников, музыкантов и артистов.

Для того чтобы понять уровень происходящего там, достаточно вспомнить, что за всю историю здесь побывали «Tequillajazz», «Муммий Тролль», «Ногу свело», «Tesla Boy», Ida Maria и многие другие. В этом году фестиваль посетили «Billy's Band». 

Для публики с еще более избирательным вкусом отмечу, что нередкий гость «Баренц-спектакля» московский музыкант мультиинструменталист Петр Айду, возродивший первый оркестр без дирижера 1920-х «Персимфанс». Здесь, как в анекдоте, все свежее или оригинальное, а еще самобытное и обязательно актуальное, что называется, на злобу дня.

Фото: Victor Frankowski

Искусство, которое пытается переосмыслить повестку дня, по вкусу далеко не всем. Однако от этого оно не менее ценное (кто знает, что скажут об акциях арт-группы «Война» лет через сто) и масштабное. Скажем, в этом году один из центральных проектов киркенесского фестиваля потребовал 190 тонн льда, трех дней и громкого названия «Суд века».

 

Ради постановочного процесса в Киркенесе построили самую большую в Скандинавии ледовую скульптуру. Участники суда на себе прочувствовали, что есть Арктика. Фото: Michael Miller

В мае 2016 года норвежское правительство выдало лицензии 13 нефтяным компаниям на разведку черного золота на норвежском шельфе Баренцева моря, а в будущем и на нефтегазовую добычу. Через пару месяцев две природозащитные организации страны подали в суд на правительство, утверждая, что бурение в арктической зоне приведет к необратимым последствиям для всей планеты и тем самым нарушит основной закон.

Согласно 112-му параграфу конституции Норвегии «каждый человек имеет право на окружающую среду, благоприятную для здоровья, на природу, продуктивность и разнообразие которой будет поддерживаться».

Ожидается, что реальный судебный процесс будет проходить в Осло в течение этого года, а на "Баренц-спектакле" художник Мортен Тровик подготовил художественную репетицию реального процесса. В течение трех дней присяжные в лице зрителей выслушивали сторону обвинения и защиты: новые рабочие места для северян и большие возможности против неминуемого и невосполнимого ущерба природе? Люди ожидаемо проголосовали за запрет нефтедобычи в Арктике: 74 против 49. Что решит настоящий суд, нам только предстоит узнать.

В России вопросы экологии в общем-то мало интересуют людей – есть проблемы и поважнее. Низкий по сравнению с теми же скандинавскими странами уровень жизни не позволяет гражданскому чувству большинства воспылать к глобальным вопросам искренней любовью (бюджет муниципалитета Киркенеса, где проживает  3,5 тысячи жителей, составляет порядка 1 миллиарда норвежских крон, то есть около 7 миллиардов рублей). Удивительно во всем этом театрализованном обсуждении вот что: как резонно отметил один из представителей стороны защиты, «нефтяные деньги» помогли Норвегии не только решить экономические проблемы, но и активно поддерживать культурные проекты. В том числе сам «Суд века», напрямую или косвенно, тоже оплачен «нефтяными» кронами. Практически невероятная для России ситуация.

Мы всерьез и на высоком уровне обсуждаем, может ли художник критиковать государство за бюджетный счет и не должно ли хамское правило «кто за девушку платит, тот ее и танцует» стать повсеместным.

– В Норвегии финансовая поддержка не подразумевает содержательного вторжения. Все делается по правилу вытянутой руки. Зачем брать деньги от того, кто начинает тебе диктовать? В этом случае ты теряешь независимость. Вот и все,

- заметила художественный руководитель фестиваля Любовь Кузовникова, выступившая в рамках «Суда века» на стороне защиты, высказав важную, в том числе для Петрозаводска, идею, что даже небольшие города имеют право на большую культуру.

Любовь Кузовникова. Фото: Michael Miller
Представители нефтяной промышленности и правительства отказались принимать участие в "Суде века". Чиновников заменили картонные копии. Лично за всех пришлось отдуваться мэру Киркенеса Рюне Рафаэльсену. Фото: Ole-Gunnar Rasmussens

«Суд века» отлично вписался в общую тему Баренц-фестиваля этого года, которая обозначена как «Индустриальный бумеранг»: продолжать ли северу развивать проверенную тяжелую промышленность или переходить на постиндустриальные рельсы. Попытку сменить курс развития в Киркенесе символизирует огромный портовый кран, который был привезен сюда в 90-е годы, но практически не использовался. Искусство спасло бессмысленную вещь, пригласив выступить на нем танцоров Bandaloop – команду танцоров из Калифорнии, единственных в мире работающих в жанре вертикального перформанса. Артисты летали на веревках, подвешенных к кранам. Кран в порту Киркенеса стал самой северной точкой, где выступали калифорнийцы.

Кран киркенесского порта. Фото: Bernt Nilsen

Обсуждения и осмысление в любых форматах: от перформанса до разговоров. Во время ежедневных дебатов в рамках Transborder cafe поднимались вопросы сотрудничества России и Норвегии, беженцев с Востока и той же нефте- и газодобычи. Наблюдать за настоящими дебатами всегда интересно, потому что всегда можно найти хотя бы одну хорошо выраженную мысль, созвучную собственным взглядам. Для меня этим высказыванием стала фраза израильского по рождению, но шведского по паспорту музыканта Дрора Фейлера по поводу миграции беженцев и глобализации:

если хотите покупать дешевые футболки за углом, то будьте готовы иметь в соседях приезжего иностранца.

Что такое жить с иностранцами, в Киркенесе знают лучше всех. В 2015 году порядка 5 тысяч сирийских беженцев проделали путь через Мурманскую область в Норвегию на настоящем автохламе и велосипедах. Киркенес одномоментно заполонили бегущие из Алеппо жертвы военного конфликта.  Датско-норвежский арт-дуэт Вибеке Эмилие Стейнсхолм и Дорте Холбек воспользовался «плавильным котлом» Киркенеса и провел серию мастер-классов «Мы ловим сны» с норвежскими, русскими, сирийскими и афганскими школьниками. По итогам воркшопов получилась выставка из бумажных силуэтов, сделанных руками маленьких участников. Говорят, что у детей, переживших войну, нет детства, но художники уверены, что во сне дети остаются детьми.

– Сперва мы разговариваем с детьми, задаем им наводящие вопросы, чтобы выяснить, что же им снится на самом деле. Только после общения начинается работа с бумагой. Интересно, что российские дети оказались более сконцентрированными и конкретными: если норвежцы рисовали нечто абстрактное, то русские ребята изображали единорогов, крылья бабочки или огромных насекомых. В их историях много символов,

- поделилась Вибеке Эмилие.

Дети беженцев видят в снах свой дом, несмотря на то, что им пришлось пережить. Машина, которая увозит папу навсегда, катастрофы. Одна из девочек вовсе изобразила в своей работе крик.

– Мы были заинтересованы понять, есть ли различия между детьми.  Но чтобы сделать это, чтобы  понять, как культура проходит через сознание ребенка, необходимо проникать вглубь,

– рассказала Стейнсхолм.

Не все силуэты были созданы непосредственно детьми. Группа беженцев не вернулась на вторую часть мастер-класса и доделывать работу художникам пришлось самим.

Фестиваль в Киркенесе неслучайно обозначен как «спектакль». Здесь все символично и все неслучайно от начала и до конца. На открытии исполняют симфонию-мистерию «Звуковые ландшафты» на шумовых машинах, созданных в начале XX века в СССР и восстановленных под руководством Петра Айду почти через сто лет. Все происходит в бомбоубежище в скале. Все эти хлопки и шумы, кажется, рассказывают именно о Киркинесе и его промышленной истории, хотя музыкальный перформанс уже успел получить «Золотую маску» в 2016 году и не создавался специально к «Баренц спектаклю». Никаких подзвучек, все четко по партитуре. В начале века звуковые машины использовались в том числе при озвучивании фильмов, но со временем оказались ненужными и были утеряны.  

Фото: Maksim Malyutin

Говорить и анализировать повестку дня для Художника - дело неблагодарное и сложное. Всегда есть опасность не увидеть вблизи главного, а уж то, что современники тебя не поймут, так об этом еще Пушкин говорил. Кураторы "Баренц-спектакля" смогли создать в норвежском городе настолько свободную и широкую площадку для обсуждения мировых проблем, будь то экология, кризис мигрантов, войны, политические режимы или нетерпимость, что неудивительно, что из арт-фестиваля выросла абсолютно серьезная бизнес-конференция, посвященная вопросам развития Арктики и Севера. Искусство и бизнес встречаются в Киркенесе и делают друг друга лучше.

О том, что происходило на "Баренц-спектале" в 2013-м году можно прочитать на нашем сайте по этой ссылке в материале "Эффект неразорвавшейся бомбы". 

 

Ася Кошелева's picture
Автор:

Выпускница филологического факультета ПетрГУ. Любит писать о людях в культуре и культуре в людях. Мечтает дочитать все начатые книги (а их постоянно скапливается до десятка штук одновременно), побывать в Риме, научиться не принимать все близко к сердцу и создать что-нибудь стоящее в профессиональном плане. Не любит бестактных людей.