Живопись

Живопись

ЖИВОПИСЬ (станковая), вид изобр. иск-ва, использующий выразит. возможности цвета, рельефа красочного слоя. Первыми проф. живописцами, работавшими в Карелии, были выпускники С.-Петербургской акад. художеств Г. Иванов и А. Розенблюм, работы к-рых не сохранились. С 1911 в Олон. губ. (вблизи д. Царевичи) подолгу жил и работал В. Н. Попов. Среди немн. его работ ― «Карелка», сер. «Водопады». В 1929 он вместе с А. Я. Андрияновым (также обосновавшимся в Карелии в 1910-х) принял участие во Всерос. выставке. В 1930-е в Карелии работали ленинградские худ. Писал и рисовал в Кондопоге ученик П. Н. Филонова М. П. Цыбасов, самобытно запечатлевший в своих произв. стр-во комб-та и города («Кондострой», 1931). О. Л. Жудина создала запоминающиеся портреты членов фин. с.-х. коммуны «Сядэ». Своеобразием худ. манеры отличается полотно учившегося в 1910-е в С.-Петербургской акад. художеств С. Д. Ершова «На сенокосе» (1938). В 1936 при Доме нар. тв-ва в Петрозаводске открылась изостудия изобр. иск-ва. Здесь преподавали В. Н. Попов, А. И. Кацеблин, С. Д. Ершов, живописцы и искусствоведы Ленинграда. Отсюда вышли изв. карел. худ. С. Х. Юнтунен, К. Л. Буторов, Ф. А. Линдхольм и др. Время становления Ж. Карелии ― 1930―40-е. Осн. дости-жения этих лет связаны с тв-вом В. Н. Попова. Его работы «Осень в Карелии» (1937) и «Рыбаки-колхозники» (1944) стали классикой карел. иск-ва. Высокими живописными достоинствами отлича- ется портрет В. Н. Попова, написанны  в 1945 Г. А. Стронком. В нач. 1950-х  традиции карел. пейзажной Ж. продолжил С. Х. Юнтунен, расцвет тв-ва к-рого приходится на 1960―70-е. Он автор крупных живописных композиций, посв. природе Карелии: «На сплавной реке» (1967),   «Под северным солнцем» (1973), «Среди каменных берегов» (1970) и мн. др. К пейзажу часто обращался К. Л. Буторов: «Северная деревня» (1959), «В краю деревянного зодчества» (1972) и др. К. Л. Буторов также авт. мн. жанровых композиций: «Сельский киномеханик» (1963), «На переправе» (1967). Особым лирическим чувством пронизаны пейзажи карел. деревни, созданные в нач. 1960-х Б. Н. Поморцевым. В 1970-х Б. Н. Поморцев создал цикл   работ, воспевающих своеобразие природы и архитектуры Заонежья.
В портретной Ж. 1960―70-х наиболее ярко проявился талант Ф. Э. Ниеминена, создавшего цикл портретов современников. Неповторимым своеобразием выделяется тв-во Е. К. Пеховой. Выразительны ее портреты актеров (Л. Живых, Р. Шишовой, танцовщика В. Панова), написанные в 1960―70-е. Живописные пейзажи Е. К. Пеховой отличают оригинальность композиции и яркая декоративность. Жанр портрета занимает значит. место в тв-ве В. С. Чекмасова. Худ. старается выявить в наших современниках нравств. идеал, подчеркнуть лучшие стороны человеческой натуры («Хирург Васильев. Ночное дежурство», 1972; «Скульптор Л. Ланкинен», 1978).
Живописный натюрморт появился в Карелии в кон. 1950-х. В этом жанре интересно проявил себя Л. Ф. Ланкинен. Натюрморты В. М. Авдышевой (1931―1975) «Платье для дочки» (1967), «Булочки к чаю» (1966), «Посылка из Мурманска» (1967), наполненные теплотой домашнего уюта, привлекают ясностью композиции и высокими живописными достоинствами. В тв-ве М. Ш. Юфы натюрморт ― это бурный выплеск эмоций, находящий свое выражение в яркой сочности колорита: «Натюрморт с белым цветком» (1983), «Ночной Гурзуф» (1990), «Красный камень» (1993). Сложный образный мир создал в своих живописных композициях Е. А. Судаков (1933―1977). Поэтично, часто иносказательно, звучит в его картинах тема хрупкости, ранимости природы и чел. («Натюрморт с перьями», 1977; «Онего. На Шондорах», 1975; «Совы», 1977). Индивидуальность мастера Ж. А. А. Трифонова (р. 1946) ярче всего раскрылась в метафиз. композициях из сер. «Образы природы», «Фантаст. мир» (1985), «Сухие цветы» из сер. «Мир природы» (1982), «Ночное» (1999). В 1980―90-х и в нач. 2000-х в Ж. Карелии активно проявили себя А. Власенко, С. Терентьев (р. 1956), Н. Кошелева (р. 1950), Б. Кукшиев (р. 1952), А. Стародубцев (р. 1961) и др. авт. Живописные композиции А. Морозова (р. 1950) насыщены филос. идеями и сложными ассоциациями, отличаются разнообразием стилист. приемов, что характерно для иск-ва эпохи постмодернизма.
Лит.: Плотников В. И. Изобразительное искусство Карелии. Л., 1961; Искусство стран и народов мира. М., 1971. Т. 3; Популярная художественная энциклопедия. М., 1999. Т. 1; Калинин С. С. Художники Карелии. Петрозаводск, 2000.