Кресты в народном деревянном зодчестве
КРЕСТЫ В НАРÓДНОМ ДЕРЕВЯННОМ ЗÓДЧЕСТВЕ, простейшие культовые сооружения. Форма креста ― ц. и расходящиеся из него лучи ― в язычестве была знаком солнца, выражающим идею жизни, плодородия, активного муж. нач.
В христианстве крест связывается с идеей мученической смерти Иисуса Христа и одновременно становится наиб. почитаемым религиозным символом искупления, обладающим магической спасительной силой. В процессе крещения Руси, в первую очередь ее периферии, атрибуты новой религии закономерно видоизменялись под влиянием языч. представлений местного нас.
Известно множество примеров слияния культов креста и мирового дерева (ср. обычай в Карелии при поминовении родичей привязывать лоскутки ткани ― «ветровые платки» ― к кладбищенским крестам и к растущим поблизости деревьям). Несмотря на то что отдельно стоящие кресты стали христианским символом, их ритуальная роль, восходи-вшая к традиции воздвижения языч. куми-ров под открытым небом, во мн. осталась прежней.
Зафиксированные в Карелии кресты по назначению подразделяются на поклонные, памятные, обетные, намогильные, а по форме ― на 4-конечные (с 1 перекладиной), 6-конечные (с 2 пе-рекладинами) и 8-конечные (с 3 перекладинами). Последние уподоблялись кресту как орудию казни Христа и, помимо большой перекладины, имели малую верхнюю (взглавие) и нижнюю наклонную (подножие) перекладины.
На основе 8-конечного креста формировался распространенный религиозный символ ― скульптурное распятие с барельефной или горельефной фигурой Спасителя. Примеры тому в Карелии ― резной расписной крест с распятием 1678 в часовне у Никольской церкви Муезерско- Троицкого мон. (скульптуры ныне в Гос. Русском музее, С.-Петербург); поклонный крест 1796 в д. Кяргеля Пряжинского р-на.
В целом для Карелии к концу 19 в. были характерны 8-конечные кресты с выполненными в технике контурной резьбы надписями, изображениями места и атрибутов казни Христа ― Голгофы, копья, трости. При устройстве над крестом покрытия сооружение превращалось в простейший храм-часовню.
С помощью навеса над крестом в архит. композицию включалось окружающее пространство, что было началом перехода от экстерьерного религиозного ритуала к интерьерному (см. Часовни дерев. традиц.). Кроме того, навес предохранял культовые реликвии от атм. осадков. Поднавесное пространство ограничивали с боков только столбами, поддерживающими покрытие, позд- нее между ними стали устраивать барьер.
Постепенно росло основание сооружения ― от поземной площадки к платформе-цоколю. Поручень барьера в виде жерди или бруска сменился решеткой ― ажурной, интервальной или сплошной. Позже глухое ограждение, первонач. низкое, затем высокое тесовое, впоследствии срубное, окончатель-но превратило часовню-навес ― объект религиозного почитания ― в часовню-футляр для культовой святыни.
Ее интерьер стал пригоден для богослужения, т. е. сооружение превратилось в христианский храм-реликварий, разл. варианты к-рого (кресты под навесом и кресты в футлярах) получили в Карелии широкое распространение. Для усиления композиционной роли в застройке поселений этих малых архит. форм они ярко окрашивались, преим. в контрастные цвета.
Благодаря повышенному традиционализму крест. культуры храмы-реликварии, особенно самые массовые из них, кресты под навесами, мало менялись во времени. Подтверждение тому ― сходство их иконограф. изображений 17 в., фотографий 19 в. и сохранившихся построек 19―нач. 20 в.
Вместе с тем этнич. и соц. неоднородность нас. Карелии и неравномерность развития ее терр. предопределили сосуществование разностадиальных сооружений. На нач. 21 в. эти малые архит. формы представлены крестами под навесами в д. Каменьнаволок (Сямозерье, Пряжинский р-н) и экспонатами музея-заповедника «Кижи» из деревень Хашезеро (Заонежье, Медвежьегорский р-н) и Чуйнаволок (Ся-мозерье), крестами в футлярах в деревнях Кяргеля (Сямозерье) и Татчелица (Олон. р-н) и в г. Кемь (рядом с собором Успения).
Лит.: Овсянников О. В., Чукова Т. А. Северные деревянные кресты (к вопросу о типологии) // Язычество восточных славян: Сб. науч. тр. / Отв. ред. И. В. Дубов. Л., 1990; Орфинский В. П. Народное деревянное культовое зодчество Российского Севера: Истоки развития // Народное зодчество: Сб. тр. / Отв. ред. В. П. Орфинский. Петрозаводск, 1992; Топоров В. Н. Крест // Мифы народов мира: Энцикл. / Гл. ред. С. А. Токарев. М., 1994. Т. 2.
В. П. Орфинский