Кладбища сельские

Кладбища сельские

КЛÁДБИЩА СÉЛЬСКИЕ. Места захоронения возникли в Карелии в эпоху оседлого расселения, связанного с крест. колонизацией края.

Предшествующая традиция, когда чел. хоронили в одиночку вблизи его излюбленных рыбацких или охотничьих угодий, связанная с подвижным образом жизни, дольше всего, до 1920-х, сохранялась на Водлозерье.

В Карелии 19―нач. 20 в. коллективные К. с. (для лиц, умерших естеств. смертью) могли быть либо погостскими, т. е. при погостской церкви, либо деревенскими ― при родной деревне. Погостские кладбища всегда располагались вокруг православного храма, могилы обносились общей оградой из камней или бревен.

Места у алтаря церкви отводились детям, умершим сразу после крещения, как не успевшим нагрешить. Справа и слева от входа в церковь хоронили служивших здесь священников. Места на В. от церкви покупались самыми богатыми крестьянами. Иногда перед входом хоронили самых больших грешников, чтобы входящие в церковь наступали на могилу, когда она изгладится.

Топография погостских кладбищ рус. нас. отличалась от топо-графии аналогичных кладбищ карел: рус. погост располагался всегда в ц. поселения, карел. погост с церковью находился на периферии. Причиной возникновения деревенских кладбищ в Карелии чаще всего становилось островное положение и удаленность малых деревень от погостских кладбищ и плохое состояние сел. дорог, особенно в распутицу.

Деревенское кладбище часто бывало общим на неск. малых деревень, как, напр., при деревнях М. и Б. Шелтопорог на Выге. Редко одно селение хоронило своих покойников сразу на 2 деревенских кладбищах. Так бывало, когда люди из 2 близко расположенных деревень съезжались в одну, но семейно-родовые кладбища оставались прежними.

Владельцем погостских кладбищ являлся церковный причт, хозяевами деревенских были жители деревни. В случае, когда погостское кладбище было недоступным, а в деревне не было часовни, чтобы сохранять тело умершего на время распутицы, покойника присыпали на время землей у своей деревни.

Первое захоронение при деревне производилось на меже между 2 полей. На могилах или рядом с ними высаживались деревья. Поэтому на деревенских кладбищах не старше 300 лет самые старые деревья, в осн. ель, растут всегда в ц.

Еловые рощи, запретные для топора, отмечали захоронения воинов-чужаков, нашедших свою смерть в Карелии в 15―17 вв. «Заложных» покойников, т. е. умерших от запоя, самоубийц, «заспанных» детей        и т. п., церковь разрешала хоронить за оградой К. с., или на т. н. «собачьих» кладбищах.

Для последних были характерны отсутствие изгороди и заброшенность могил, к-рые не полагалось часто посещать. Почти незаметными при деревнях были кладбища для детей, умерших некрещеными.

Для этих захоронений избирались места на «выморочных» землях (владельцы к-рых умерли, не оставив наследников), поросших можжевельником. Кресты на таких могилах не ставились, хотя оградки могли быть. На кусты можжевельника рядом с могилами матери вешали ленты и разноцв. тряпицы.

Старообрядцы имели самостоятельные деревенские кладбища, т. к. са-ми не хотели быть похороненными        вместе с мирскими покойниками, да и церковь не позволяла этого делать.

У старообрядцев-«бегунов» покойников хоронили в лесу поодиночке и без крестов, а у старообрядцев-«скрытников» ― без крестов, но кучно, где-нибудь на о-ве с одним общим крестом наподобие придорожного.

Лит.: Логинов К. К. Семейные обряды и верования русских Заонежья. Петрозаводск, 1993; Гришина Е. И. Этнокультурные особенности гнездовых систем расселения (на примере Карелии и сопредельных территорий) // Архитектура в истории русской культуры: Сб. ст.: Посвящ. памяти Н. Ф. Гуляницкого / Под ред. И. А. Бондаренко. М., 1996.

К. К. Логинов