Кантатно-ораториальная музыка

Кантатно-ораториальная музыка

КАНТÁТНО-ОРАТОРИÁЛЬНАЯ МУЗЫКА, масштабные произв. для певцов-солистов, хора и оркестра, имеющие в основе сюжет возвышенного, героического содержания и предназначенные для концертного исполнения.

К жанрам К.-о. м. комп. Карелии обращались во время Вел. Отеч. войны: «Песня о Со-коле» Р. Пергамента на слова М. Горького и кантата «Отеч. война» Г.-Р. Синисало (1944). В послевоен. годы так же остро ощущалась потребность в музыке, пронизанной жизнеутверждающим нач.: оратория «Обретенное счастье» для солистов, хора, чтеца и оркестра Р. Пергамента (1952) на слова А. Титова; ода А. Голланда «Мой край» (1954) на слова А. Авдышева.

В нач. 1960-х комп. обратились к нар. музыке; наряду с произв., воссоздававшими картины рев. прошлого, появлялись сочинения о далеких событиях нац. истории. Нац.-ист. тематика занимает особое место в тв-ве Э. Патлаенко.

Так, образ легендарного Бояна, открывающий вокально-симфонические «Фрески» по мотивам «Слова о полку Игореве» (1962), становится основой и вокально-симфонического триптиха на слова В. Сосноры — «Песни Бояна» (1965—66).

Либретто ораториальной симфонии «Русия и меч» (1978), отражающее осн. события царствования Ивана IV, составлено комп. из текстов ист. док. и нар. песен. Симфония-кантата «Кантелетар» для сопрано, баритона и симфонического оркестра (1963) написана по мотивам карел. нар. поэзии.

В. Кончаков создал на основе рус. нар. поэтических текстов вокально-оркестровые циклы — «Три рус. песни» для хора и симфонического оркестра (1970) и «Песни Пудожья» (1975). Сплав эпоса и лирики присутствует в целом ряде соч. А. Белобородова: вокально-симфонической поэме «Слезы-жемчуга» на слова Т. Флинка (1983), вокально-хореограф. картинах «Рождение огня» и «Карел. свадьба» (1984), оратории на стихи рус. поэтов «Душа и природа» (1998).

В ц. вокально-симфонической поэмы «Утро» А. Белобородова (1978) — обобщенный образ нашего современника, к-рый видит и понимает красоту родной земли, готов защитить ее. Теме «Калевалы» посвящена сюита-кантата А. Репникова «Рождение кантеле» для хора, солистов и оркестра кантеле (1984), написанная на мелодической основе песенного фольклора сев. карел. Р. Зелинский создал кантату «Заговор Лоухи» для смешанного хора и симфонического оркестра (1984), руническую ораторию «Калевала» для чтеца, солистов, смешанного хора и симфонического оркестра (1990).

В 1990-е в кантатно-ораториальных жанрах работает Б. На-преев, продолжая традиц. для карел.     муз. иск-ва картинно-эпич. линию. Это   «Портреты героев “Калевалы”» на слова Э. Киуру и А. Мишина (1994), кантата «Край родной» (1997), оратория «Мой город» на либретто А. Мишина (1999).

Комп. часто концентрируется на филос. по-стижении действительности; темами произв. становятся трагедия одаренной личности, непризнанность поэта, смерть (кантата «Одиночество» на слова Р. Рильке (1993), «Реквием» на стихи А. Ахматовой (1994), «Испанский триптих» на стихи Г. Лорки (1994), кантата «Stabat Mater» на канонический лат. Текст).

Лит.: Горная И. Н. Кантатно-ораториальные жанры // Профессиональная музыка Карелии: Очерки. Петрозаводск, 1995.

И. Н. Горная