Деревянное зодчество

Деревянное зодчество

ДЕРЕВЯННОЕ ЗÓДЧЕСТВО, сфера нар. архитектуры, одно из проявлений нар.  коллективного тв-ва. В Д. з. находит отражение своеобразие традиц. культуры Карелии. Охватывает планировку и застройку поселений (см. Деревни традиц.), стр-во разнотипных сооружений ― жилых (см. Дома крест. традиц.), хоз. (см. Амбары, Бани, Мельницы, Риги, Сараи, Хлева-сеновалы), культовых (см. Церкви дерев. традиц., Часовни дерев. традиц.) и некрокультовых (см. Некрокультовые традиц. сооружения ), декор. и конструктивные решения (см. Декор в дерев. зодчестве, Конструкции в дерев. зодчестве). Д. з. Карелии развивалось на основе нар. архит. канонов, ориентированных на постройки предшествующих поколений. Этим объясняется тот факт, что самобытность в культовом зодчестве края сохранялась до сер., а применительно к часовням ― до кон. 19 в., в крест. домостр-ве ― до сер. 20 в. Отличительная черта культуры карел и вепсов ― «природоподражательность» ― отразилась и на хар-ре планировки и застройки поселений, в большем композиц. подчинении культовых построек элементам ландшафта, в особенностях декора и т. д. В развитии Д. з. Карелии можно выделить пики этнизации (особое подчеркивание нац. своеобразия, использование архаичных образцов, форм, техн. приемов), к-рые наблюдались в позднем Средневековье, а также на рубеже 19―20 вв., когда в связи с распространением фабричного произ-ва возникла стихийная реакция самосохранения традиц. крест. культуры (т. н. «вторичная этнизация» зодчества). В проф. архитектуре Карелии интерес к творчес-кому освоению Д. з. связан с поисками нац. своеобразия на волне романтизма в 1910―20-х (см. о здании ж.-д. вокзала в г. Медвежьегорске в ст. Габе Р. М., Памятники архитектуры г. Медвежьегорска, Дом крестьянина в г. Петрозаводске) и в рамках неотрадиционализма 1950-х (см. Павильон Карело-Финской ССР на ВДНХ).
Лит.: Орфинский В. П. Деревянное зодчество Карелии. Л., 1972; Орфинский В. П. Закономерности развития архитектуры. Л., 1987.
В. П. Орфинский, И. Е. Гришина