Баллада народная

Баллада народная

БАЛЛÁДА НАРÓДНАЯ (франц. ballade, от позднелат. ballo танцую), один из жанров фольклора, эпич., лироэпич. песня с драм. сюжетом, посв. преим. семейной, частной жизни. Сквозь призму индивидуальных человеческих отношений и судеб в Б. получают освещение нравств.-этич., филос., соц. вопросы. Б. тяготеют к типическим ситуациям, выработанным фолькл. традицией. Среди Б. встречаются мифол., эпич., ист., легендарные и новые. По тематике выделяются семейно-бытовые, соц.-бытовые, ист. Б. Худ. особенностями Б. являются     изображение лишь одного конфликта,    лежащего в основе композиции, прерывистость в изложении действия, обилие диалогов, повторение с нарастанием драматизма ситуации, а также загадочность и символизм.
Б. русская. В рус. фолькл. традиции Б. формируется в кон. 13―14 в., ее продуктивный период завершается в кон. 17―18 в. Б. на семейно-бытовую тему самые многочисленные. В Карелии наиб. популярны были Б. «Василий и Софья», «Дмитрий и Домна», «Братья-разбойники и сестра», «Молодец и худая жена». К соц.-бытовым Б., записанным в Карелии, относятся «Горе», «Правеж», «Гибель молодца у перевоза». Среди ист. Б. наиб. интересна «Авдотья Рязаночка».
Б. карельская. Содержательные жанровые признаки сходны с Б. рус. По форме Б. карел. определяется принадлежностью к калевальской метрике, но ее отличают от нац. эпоса динамичность, преимущество диалога над описанием и частая смена картин. Повсеместно распространены бытовые Б. К разновидности любовной Б. относится «Баллада о гибели влюбленных». Ист. Б. представлена сюжетом «Сестры в шведской неволе». Сюжеты карел. Б. иногда схожи с рус. («Еуко, сын Кое», сравни с былиной балладного типа «Иван Годинович»). Также имеется гр. Б. на междунар. фолькл. темы («Выкуп девушки», «Задержавшаяся у источника»).

Лит.: Смирнов Ю. И. Восточнославянские баллады и близкие им формы: Опыт указателя сюжетов и версий. М., 1988; Путилов Б. Н. Славянская историческая баллада. М.; Л., 1965; Ремшуева Р. П. Карельская народная баллада и «Кантелетар» Элиаса Лённрота. Петрозаводск, 1993.

Н. А. Криничная, Р. П. Ремшуева