Архитектура

Архитектура

АРХИТЕКТУРА, совокупность зданий и сооружений, организующих среду для жизни и деят. людей. Две ветви А. Карелии ― традиц. и проф. ― развивались относительно самостоятельно. Первая ― в рамках дерев. зодчества в виде самодеят.        стр-ва крестьян и артельной А. Проф. А. появилась в Карелии только в 18 в. в связи с новым этапом экон. развития края. В это время и в дальнейшем увеличение объемов стр-ва и приток архит. кадров приурочивались к периодам возведения крупных пром. и трансп. сооружений:          стр-во и реконструкция Александровского з-да (ныне Онежский тракторный з-д) в 1772―89 явились толчком для развития застройки Петрозаводска (см. Архитектура г. Петрозаводска); прокладка Олон. и Мурманской ж. д. (1912―16) способствовала появлению пос. и городов вдоль нее; в 1920―30-е сооружение Кондопожской ГЭС и Сегежского ЦБК дало нач. новым городам ― Кондопоге и Сегеже, а Беломорско-Балтийского канала (ББК) ― Медвежьегорску. Начиная с 18 в. по проектам проф. архитекторов наряду с дерев. (см. Церковь св. апостола Петра в Марциальных Водах) стали возводиться каменные постройки (Круглая площадь в г. Петрозаводске). Проф. А. Карелии в стилевом отношении связана с общим ходом истории А. России, хотя  из-за неравномерности экон. развития края его архит. наследие лишь частично отражает изв. ист. последовательность смены архит. стилей и только в наиб. престижных монумент. постройках. Но даже в Петрозаводске в теч. полутора веков (кон. 18―нач. 20 в.) было возведено всего около полусотни каменных зданий, включая культовые, а вплоть до сер. 20 в. наиб. массовым строит. материалом оставалось дерево. С его использованием связаны первые реализации представлений проф. зодчих о нац. особенностях А. Карелии (Дом крестьянина в г. Петрозаводске, здание ж.-д. вокзала в г. Медвежьегорске, см. Пам. архит. г. Медвежьегорска). В 1930-х в связи со стр-вом ББК многообразие в проф. А. Карелии возросло благодаря деят. архитекторов ― заключенных    испр.-труд. лагерей НКВД (здание гостиницы Управления ББК в г. Медвежьегорске, см. Пам. архит. г. Медвежьегорска). В это время в поселках при шлюзах ББК, а также в пос. Пиндуши был построен ряд дерев. жилых домов, ориентированных на «североевроп. романтизм». К этому стилист. направлению примыкают адм. здания на   пр. Ленина в Петрозаводске (см. Адм. дерев. здания на пр. Ленина в г. Петрозаводске). В А. Карелии особое место занимает зодчество присо-единенного к респ. в 1940 сев.-зап. Приладожья (Сортавала, Лахденпохья и др.), постройки к-рого отражают особенности А. Финляндии. Начиная с 1930-х и после Вел. Отеч. войны,                    до 2-й пол. 1950-х, проф. А. Карелии в целом развивалась в русле неоклас. тенденций. В градостр-ве это ряд выразительных гор. анс. (пл. Гагарина и пр. К. Маркса в Петрозаводске, ц. городов Сегежа и Кондопога). Всплеск стр-ва в Петрозаводске и респ. пришелся на период массового применения проектов типовых сер. и ознаменовался в основном возрастанием объемов жилищного стр-ва (1970―80), когда господствовали стандартизир. архит. решения. Единичные образцы авт. А. в это время             были скорее исключением. А. Карелии                     кон. 20 ― нач. 21 в. отражает общерос. архит. тенденции, связанные с появлением нового негос. (частного и корпоративного) заказчика, реоргцией проектного дела через развитие персональных или небольших коллективных архит. мастерских, с распространением на строит. рынке новых материалов, конструкций, технологий.

И. Е. Гришина, Е. Е. Ициксон,
В. П. Орфинский