За проезд в маршрутках вынуждают платить дважды
Каждый божий день горожане жалуются нам на городской транспорт. То, что они говорят нам по телефону в адрес перевозчиков и мэрии, по этическим соображениям невозможно напечатать в газете. Одна из главных претензий — в городе вместо одного вида транспорта приходится передвигаться на «перекладных», а значит, тратить вдвое больше денег на проезд. Почему же это происходит?
Древлянская история
Вот как описывает трудности путешествия из одного района в другой наш корреспондент Татьяна ДЕМИДОВА:
— Думаю, жители Древлянки со мною согласятся, что проблемы с транспортом мы переживали очень терпеливо, пока шел ремонт улицы Чапаева. С пониманием ждали его окончания, мучительно тряслись в автобусах, которые перед выездом на основную трассу «ковыляли» по переулкам. Наконец все закончились. Дорога похорошела, но не для нас. Вместо комфорта мы столкнулись с еще большими проблемами. Всем, кто добирается на работу с Древлянки по направлению к улице Заводской, уехать до сих пор невозможно. С этого маршрута почему-то сняли маршрутку № 7, троллейбус № 8, остался один автобус № 27, который ходит непонятно как. Вроде приноровишься утром подбежать ко времени на остановку, а он покажет тебе «хвост». Следующего ждешь до получаса. А обратно, с Первомайского проспекта на Древлянку, не уехать вообще. Ждешь желанного транспорта минут сорок, а если он не пройдет мимо и соизволит остановиться, то часто заполнен настолько, что в него уже не сесть. Нервы сдают, и идешь пешком до автовокзала, где и садишься на любой автобус или троллейбус. Можно, конечно, ездить с пересадкой, но ведь дорого получается: каждый день только на дорогу нужно будет тратить 80 рублей.
Игра с тремя цифрами
История с маршрутами, связывающими улицу Заводскую с Древлянкой, сильно напоминает русское лото, когда на игральной доске то появляются, то исчезают разные цифры, и все это происходит по воле случая.
Изначально было два маршрута — тролейбус № 8 и автобус № 27. Когда закрыли для движения Гоголевский мост, по этому же маршруту поехал автобус № 7, который вступил в конкуренцию с «восьмеркой» и 27-м маршрутом. Весной 2013 года, когда встал вопрос о заключении нового муниципального контракта на перевозку пассажиров, мэ- рия оказалась перед проблемой: каким-то из маршрутов надо было пожертвовать, чтобы остальным жилось хорошо.
— «Семерку» решили снять, поскольку она проигрывала по части комфорта, обслуживалась только автобусами малой вместимости, а маршрут № 27 несколько изменили, чтобы он полностью не повторял маршрут № 8, — говорят сотрудники отдела дорожного хозяйства, транспорта и безопасности дорожного движения администрации города.
Итак, на игральной доске снова остались только две цифры — 8 и 27. Но тут случилась очередная «неожиданность». В связи с ремонтом улицы Чапаева троллейбусы по маршруту № 8 перестали ходить. Словом, в итоге после всего этого уцелела только цифра 27.
В мэрии нам сказали, что во время проведения конкурса никто не предполагал, что ули- ца Чапаева будет закрыта для движения. Такое объяснение, кстати, выглядит наивно, так как конкурс на ремонт улицы Чапаева проводился на полгода раньше.
Допустим, это ошибки прошлых дней. Что же делать сейчас?
Казалось бы, ответ прост — ремонт улицы Чапаева закончен, можно снова запустить троллейбус № 8. Но тут, как объясняют в мэрии, в игру вмешивается новая «случайность». К началу осени предприятие «Город- ской транспорт» попадает в сложное финансовое положение. По некоторым данным, сейчас оно вообще находится на грани банкротства. В таких условиях, говорят в мэрии, проблематично запускать новый (или, скорее, возобновлять старый) маршрут.
— По поводу того, будет запущен троллейбус №8 или нет, что-то определенное я смогу сказать вам только в конце недели, — сказал нам по телефону генеральный директор муниципального предприятия «Городской транспорт» Вадим СУХАРЕВ:
— Из сложившейся ситуации мы видим только один выход, — пояснили нам в отделе транспорта горадминистрации, — надо попытаться нарастить количество автобусов сред- ней вместимости на маршруте № 27. Сейчас мы ведем переговоры с перевозчиком по этому поводу.
Конечно, переговоры — дело хорошее, но они могут вестись долго или заканчиваться вообще обратным результатом.
Странная история маршрута № 26
На днях нам стало известно о бесславном крахе еще одного маршрута. В прошлую пятницу на Кукковке люди целый час безуспешно ждали появления автобуса номер № 26, единственного, на котором без пересадок можно добраться из этого района до Перевалки. Потом среди людей прошел слух, что маршрут сняли. Чтобы узнать это точно, мы позвонили в мэрию. На этот раз сотрудники администрации города не стали ссылаться на разные «случайности», а рассказали все как было.
— Подчинившись требованию мэрии повысить комфортность, перевозчик полностью перешел с «Газелей» на автобусы средней вместимости (заметьте, нечто подобное сейчас предлагают и хозяину маршрута № 27. — Прим. авт.). В результате заполняемость машин стала меньше, рентабельность маршрута резко упала. Устав терпеть убытки, перевозчик обратился в мэрию и попросил отменить маршрут. Мэрия его просьбу удовлетворила.
При этом никто не поинтересовался мнением людей — нужен им этот маршрут или нет, и даже забыли оповестить народ о принятом решении.
Неприятные выводы
Из всех этих историй можно сделать два вывода, и все они не в пользу администрации Петрозаводска.
1. Мэрия действительно играет в маршруты, как в русское лото. Вслепую открывает одни, закрывает другие, совершенно не представляя, что нужно людям. Между тем существуют давно опробованные методы мониторинга пассажиропотоков и адекватной организации маршрутов на его основе. Их с успехом применяют, например, в соседней Финляндии. Почему бы нашим чиновникам не съездить в командировку по изучению чужого опыта, если своего не хватает?
2. Мэрия сознательно идет на сокращение числа маршрутов, связывающих отдаленные районы города. Тем самым людей вынуждают пересаживаться с одного транспорта на другой и затрачивать на поездку вместо 20 рублей 40. При этом количество перевозчиков после передела рынка резко сократилось. В результате дополнительную прибыль между собой делят несколько компаний, тем самым улучшая свое благосостояние, а городская власть идет у них на поводу.
Кстати, маршруты общественного транспорта у нас в городе перекраивались не раз. В свое время горожане возмущались тем, что схему движения троллейбусов изменили таким образом, что стало невозможно без пересадок ездить из одного конца города в другой. Но тогда у людей оставалась хотя бы возможность купить проездной и пересаживаться из троллейбуса в троллейбус без дополнительной потери денег. Сейчас же, выходя из дома, никогда не знаешь, какую сумму придется потратить на транспорт. Но предполагаешь, что скорее всего эти затраты превзойдут все ожидания, так как доходы у большинства горожан не слишком высокие. Для сравнения: в советские времена при средней зарплате 150 рублей и цене проезда 5 копеек мы могли сделать 3000 поездок. Сегодня при среднем заработке 20 тысяч рублей и цене в 20 рублей количество поездок сократилось до 1000.

