Трудно быть с Богом. О чем мечтают монахи Муромского монастыря
Миновав старинное вепсское село Шелтозеро, вологодский город Вытегру, наша экспедиция вокруг Онежского озера добралась до лесной дороги, ведущей на один из самых старинных и загадочных монастырей русского севера – Муромский Успенский мужской монастырь.
Глушь у нас тут
- Как часто к вам приезжают такие группы?
- Вы первые будете за три года, что я здесь, - брат Афанасий улыбнулся нам доброй чистой улыбкой, взглянул на наши джипы, и любезно согласился выступить в роли гида. – Дорог-то здесь нет, а по воде мало кто приезжает. МЧС вот иногда наведаются, да рыбаки. А так глушь у нас тут.
Прав молодой монах – дороги в Муромский монастырь нет. Добраться до него можно либо по воде – стоит он на мысу между Онежским и Муромским озерами – либо по суше, как мы, на подготовленных внедорожниках или квадроциклах. Серийный джип, не говоря уже о легковушках, не пройдет. Монахи ездят – в подворье в Пудоже или за продуктами – на самодельной машине с большими надувными колесами, да еще на лодках.
Сухопутных дорог, а точнее, направлений в сторону монастыря – два. Одно требует переправы через реку, путь там болотистый, на машине никак, разве что на самоходке. И то опасно. В декабре прошлого года назад монах Нил замерз насмерть, когда вездеход сломался.
Второе направление – то, по которому добирались мы. 27 километров болот, равнинных высот, песка, полей и непролазной лесной чащи с глубокими и затопленными водой дорогами. Плывешь так по реке-дороге, колеса гребут, и думаешь – что там за этим камнем – вдруг яма по шею?
Это было мое боевое крещение на квадроцикле. И сразу вода – сверху и снизу. Через час уже не обращал внимания на собственное мокрое тело.
Первое испытание – болото и лужи. Точнее озера болотной воды и островки суши. Скорость черепашья. Топи, бревна, грязь. А еще песок на зубах – верный признак квадроциклиста.
И вот уже идем колонной по лесу. По пути, осматриваясь по сторонам, набираем пакет белых грибов. Лесные избушки, они же рыбацкие домики, везде вдоль онежского берега – красота, тишина пугающая. Избы почти все пустые. Но вот и первые люди. Семейная пара в возрасте. Ловят рыбу, живут в избушке. Настоящие отшельники. Поздоровались. Мы тоже. Но мы к другим отшельникам – в Муромский.
Потом был песок и долгая река-дорога через лесную чащу. И вот они – поля, а справа уже Муромское озеро. Говорят, там рыбалка хорошая. Эх, половить бы. Но мы уже на месте – стены монастыря не раз видел на фото. Теперь живьем. На фото казались мощнее, сильнее и больше. Но сразу видно – обитель живая, не Ионо-Яшезерский монастырь, где были до этого.
И здания есть приличные и церковь строится и даже гостевой домик. Территория обжита, хотя до полного порядка далеко. Первыми нас встречают не монахи, а кошки. Только потом выходит брат Афанасий.
На берегу около озера – старинный баркас. В воде – наполовину затопленный катер «Казанка». Трактор «Беларусь» со снятым колесом – жизнь идет.
«Не помню, сколько мне лет»
В монастыре обычно живет от пяти до семи монахов. Летом бывает чуть больше. График жизни непростой.
- Встаем в три утра, идем на службу, потом хозяйство – у нас козы, лесопилка, пасека, храм восстанавливаем, - говорит брат Афанасий. – Не дело это, когда храм есть, а куполов нет. Вот и привезли. Под золото. Хотим этим летом хотя бы один купол поставить.
- Когда же спите, если в три ночи подъем?
- Мы не спать сюда приехали.
Смотрю на него – добрый обычный парень, очень простой, по-детски волнуется, шапку поправляет все время, хотя она никуда с головы не спешит. Руки в карманах армейского бушлата. И на тебе – монах-отшельник. Как же ты так вот, в монахи-то? Не решаюсь спросить.
- Если не секрет, сколько вам лет? – рискую-таки.
- Не помню. Это не важно, - отвечает он, пряча глаза.
- Так уж и не помните?
- Помню, что 1988 года рождения.
Выходит 26 лет. Сам, оказалось, из Петербурга. Три года, что здесь, дома не был, никого из близких не видел.
- Мать пару лет назад приезжала, так и то не увиделись, - вздыхает он. – 15 последних километров не смогла преодолеть, развернулась машина. Нет дороги сюда. Глушь здесь. Вот бы нам дорогу.
Смотрю на него и думаю: если бы сюда была дорога, не было бы у вас тут службы Богу, не были бы вы так близки с ним. Тут бы у вас тропы туристические были, рыбаки да охотники не вылезали бы отсюда, машины бы ставили у святынь и палатки. Так что может, для жизни отшельника-то глушь самое то?
- А рыбаки и охотники у нас тут действительно есть, - словно читает он мои мысли. – Сетки ставят. Стреляют. Много здесь и рыбы и дичи. Давеча лось приходил к нам, постоял около монастыря и ушел. Медведи есть, птица. А еще почему-то гадюк великое множество. Но их у нас кошки ловят.
Монастырские кошки, которые нас встретили, - на любой вкус и цвет. Черных много. А одна без хвоста. Хотя монах говорит, что порода такая.
И будет храм
Но черных кошек они не боятся. Не Божие дело. Они храм восстанавливают. Долго, с трудом, без навыков особых у большинства. Хотя есть мастера, правда, уже не монахи.
Недалеко от главного здания монастыря, два архитектора из Санкт-Петербурга, оба Александры, ставят копию древней церкви Воскрешения Лазаря. Оригинал XIV-XVI века сейчас украшает остров Кижи. Перевезен он был в 1961 году именно из Муромского монастыря.
- Вот уже шесть лет подряд, каждое лето, на пару недель они приезжают к нам в монастырь, живут в гостевом доме и на собственные средства строят эту церковь, - говорит брат Афанасий. – Как видите, она уже почти готова. В ней, как и в оригинале, не используется ни одного гвоздя.
Действительно, церковь построена по старинной технологии, бревна уложены оригинальным способом, который сейчас не применяется. Это простейший тип церкви.
По преданию церковь Воскрешения Лазаря была построена самим основателем Свято-Успенского Муромского монастыря преподобным Лазарем в XIV веке. Однако, по мнению некоторых исследователей, время ее постройки может быть и более поздним – XVI век.
По легенде церковь имела чудодейственные свойства и лечила от болезней. Поэтому в целях сохранения в 1886 году ее спрятали в специальный деревянный короб, в котором она простояла более 80 лет. Только потом отправили на Кижи. Так что появление копии той церкви – событие здесь знаковое. Кстати, короб сохранился, его перестроили в церковь.
Брат Афанасий еще раз посмотрел на маленькую церквушку, и предложил пойти к основному комплексу монастыря. У старинных каменных строений красовались те самые золотые купола. А рядом стояла звонница. Прямо на земле – как беседка.
- А вы можете позвонить? – спросил кто-то.
- Сейчас как раз на службу нужно звать, потому можно.
Он взял в руки веревку, ведущую к языку колокола, закрыл глаза и начал звонить. Говорят, колокольный звон не исчезает, а просто гуляет по земле, принося людям счастье и благодать. Наверное, это про колокола Муромского.
Неожиданно откуда-то появились священники в красивых рясах. Они сменили нашего гида и тоже позвонили перезвоном в колокола и отправились в церковь.
- Это гости к нам приехали, - сказал наш гид, указывая на своих братьев, - служба у нас сейчас будет.
Потом наш экскурсовод куда-то исчез, а мы остались один на один с этой тишиной и древностью. Сколько же еще сил и средств надо, чтобы все это восстановить? Могут ли монахи сделать это? Им бы помощь, им бы строителей толковых.
Вспомнилась легенда про Лазаря Муромского, который строил свою обитель здесь, несмотря на трудности. Был он греком, пришел в эту глушь по собственной воле. Пришел сюда людей просвещать. Только не просвещались они почему-то, противились, креститься не хотели. Его били, его унижали и прогоняли, постройки его сжигали. А он все равно дело свое делал. Переменилось все, когда он излечил слепого ребенка лопарей. С тех пор люди поверили ему, многие приняли Крещение, а кто-то даже в монахи ушел.
Наверное, и здесь, сейчас, нужно какое-то чудо, что святыня возродилась. А пока эти монахи проходят тот самый путь Лазаря. Им трудно, но они не унывают, понимая свою миссию. Все ли из них увидят золотые купола над собой?
Тем временем брат Афанасий уже успел переодеться. Бушлат снял, преобразился. На службу идти надо. Он улыбнулся нам и благословил на обратную дорогу.
Обратно мы приехали значительно быстрее. Сила Муромского монастыря помогла. Пока ехали, у всех, как оказалось, была одна мысль: «Сюда надо еще обязательно вернуться».
Досье "ТВР-Life"
Муромский Свято-Успенский мужской монастырь расположен на берегу Онежского озера. Основан Лазарем Муромским. Это один из самых древних на Карельской земле монастырей. В 1991 г. ему исполнилось 600 лет, и тогда же, совершенно разрушенным, его отдали Церкви. С тех пор братия потихоньку восстанавливает святыню.
фото автора и Полины Воронковой