27 ноября 2014, 09:00

Почему перевернулся автобус под Сегежей и можно ли было избежать страшной аварии?

Портал ТВР-Life провел свое расследование

Мы уже писали об аварии, которая произошла 20 ноября недалеко от Сегежи. Напомним, что в ту ночь на 735 километре автотрассы «Кола» перевернулся рейсовый автобус «Кемь-Петрозаводск». Пять его пассажиров оказались в больнице. Многие в Кеми уверены – это не случайность. На частного перевозчика жаловались, к тому же его регулярно штрафовал Ространснадзор.

 

Ночной кошмар

Вечером накануне прошел дождь, через какое-то время на дороге появилась наледь. Когда полтретьего ночи автобус выходил из небольшого поворота, его стало заносить. Водитель не справился с управлением, и автобус съехал в кювет, где опрокинулся на бок. В его салоне находились 18 пассажиров и два шофера.

Многие в том злополучном рейсе спали. Очнулись тогда, когда понять что-то было сложно. Те, кто получил травмы, не могли сами выбраться из автобуса. Их извлекали из покореженной машины спасатели.

Житель Кеми Николай Зайцев оказался в числе пяти пострадавших, которых доставили в Сегежскую больницу. Его племянница Вера Тергуева рассказала «ТВР-Панораме», что дядя проснулся в момент аварии от тряски, шума и боли. Он получил множественные ушибы, сотрясение мозга и сломал три ребра. Еще один пассажир был доставлен в отделение ИТАР с подозрением на черепно-мозговую травму. Его состояние врачи оценили как тяжелое. Остальные пострадавшие попали в травматологию.

Казалось бы, все понятно. Плохие погодные условия, дождь, мороз и, наконец, лед на асфальте и стали причиной аварии. Но уже буквально на следующий день в интернете появилось обращение кемлянки Нины Федоровой. До мая 2012 года она сотрудничала с петрозаводским перевозчиком Михаилом Коршуновым, который обслуживает данный маршрут. Она занималась реализацией билетов и подписывала договоры для прохождения медкомиссий. По ее мнению, данная авария – вполне логичное продолжение работы перевозчика.

 

Два часа на сон

Со слов женщины, два года назад предприниматель фактически выдавил с маршрута своего предшественника индивидуального предпринимателя Колдаева, с которым Федоровой также довелось поработать. Как Коршунову это удалось сделать, женщина до сих пор не знает. Но предполагает, что в ход были пущены личные связи.

Когда Коршунов получил маршрут, то, как уверяет Федорова, нарушение правил пассажирских перевозок в его автобусах стало регулярным. Водители, курсируя между Петрозаводском и Кемью, находились в пути по 14-15 часов. При этом за рулем все время был один шофер, который отдыхал в Кеми всего лишь два часа. А после отправлялся обратно, причем без предрейсового медосмотра.

Из-за нарушения правил пассажирских перевозок между Федоровой и Коршуновым возник конфликт. Женщина, с ее слов, пыталась убедить предпринимателя работать, как положено. Но результата не достигла. В итоге она перестала с ним сотрудничать. Но не успокоилась. А принялась писать о нарушениях в разные инстанции – в кемскую мэрию, администрацию района и республиканский госкомитет по транспорту.

При этом Федорова предлагала если не расторгнуть договор с Коршуновым, то хотя бы ввести дополнительные рейсы с другим перевозчиком. Однако везде получала отрицательный ответ.

— Все смотрят на внешнюю картинку — красивые автобусы. А что за этим — никого не интересует. Утверждать, что именно нарушения стали причиной ДТП не буду. Но нельзя исключать этого. Обидно, что бизнесменам, у которых все в порядке, не дают работать, — сетует Нина Федорова, намекая на другие фирмы, претендующие на кемский маршрут.

 

Отказали тормоза

В телефонном разговоре Федорова привела и другие факты. После поездки в Петрозаводск в июле 2013 года кемлянин Вячеслав Вертоградов написал обращение в карельское управление Ространснадзора. В нем мужчина сообщил, что водители Коршунова после неполноценного отдыха и длительной дороги выглядят переутомленными. Результат одного из таких переутомлений мужчина описал так: «Перед Гирвасом водитель начал тереть глаза. Автобус стал повиливать».

Вертоградов также вспомнил случай с одним из автобусов Коршунова в Ленинградской области, о котором писали местные СМИ. 1 мая 2013 года на железнодорожном переезде в поселке Лосево у рейсового автобуса №807 отказали тормоза. Водитель объехал шлагбаум, но врезался в выдвижные спецограждения. От удара пострадали водитель и находившаяся в салоне женщина.

Жалоба Вертоградова дала положительный результат. После проверки Ространснадзора в автобусах ИП Коршунова стали ездить два шофера. Однако медосмотр, по словам Нины Федоровой, так и не проводился.

 

Дополнительных автобусов не будет

Были в деятельности ИП Коршунова и другие нарушения. Только в 2014 году карельское управление Ространснадзора оштрафовало перевозчика 10 раз. Как за небольшие проступки вроде курения водителя в салоне и отсутствия информации о страховой компании, так и за более серьезные. Например, за отключение тахографа, который фиксирует скорость автобуса, режим труда и отдыха водителей. В ведомстве не исключили, что именно нарушение этого режима, о чем косвенно свидетельствуют отключения прибора, могло стать причиной аварии на 735 километре «Колы».

Но почему же на поступающие сигналы не реагировали местные и республиканские власти? Замглавы администрации Кемского района Михаил Пешков объясняет это так. Район ничего сделать не мог и не может, потому что этот вопрос находится в компетенции госкомитета по транспорту. Администрация района вслед за Ниной Федоровой направляла предложения о введении дополнительного рейса, но петрозаводские чиновники посчитали это излишним.

Логика госкомитета, по словам Пешкова, проста. Раз аукцион на транспортное обслуживание состоялся, договор с перевозчиком заключен и предприниматель свои обязанности выполняет, то никаких оснований для введения дополнительных рейсов до истечения контракта с ним нет.

 

«Дал бы в тыкву»

Удалось нам дозвониться и до перевозчика Михаила Коршунова. Он, конечно, не скрывал раздражения. Многочисленные публикации СМИ о перевернувшемся автобусе и догадки журналистов задели его за живое. Как выразился бизнесмен, встретив кого-нибудь «из этих писак», он «обязательно дал бы ему в тыкву».

— В чем причина аварии? Причина в ледяном катке, который был на дороге. Автобус ехал со скоростью 50 километров в час, вышел на прямую, его развернуло, он опрокинулся. А все из-за чего? Из-за того что у него короткая база. Был бы удлиненный автобус, ничего бы не произошло.

 

И вообще дорожники дали информацию, что дорога сухая, а там лед! Я понимаю, что водитель должен был определиться в этой ситуации и отменить рейс, но ведь людям нужно по своим делам.

Коршунов всячески отвергает предположения, что причиной аварии могли стать нарушения с его стороны или переутомление водители.

— Что тут ехать до Кеми?! Дорога идеальная. В автобусе два водителя. Едут до 12 часов, потом отдыхают и назад. У меня все документы в порядке. Пассажиры застрахованы. В автобусах стоят дорогие электронные тахографы. А штрафовали меня за то, что карточек для них не было в продаже. Поэтому я не мог их поставить. Еще раз повторяю, что виновата ледяная дорога. Так и напишите.

 

Могло быть хуже

Правоохранительные органы еще не дали однозначного ответа о причинах аварии, поэтому говорить о чем-либо с полной уверенностью пока преждевременно. Конечно, лед на дороге сыграл в этой истории — к счастью, не ставшей трагической — свою немалую роль.

Но, скорее всего, как это нередко бывает, к ДТП привели нескольких неблагоприятных факторов. Это и халатность дорожных служб, которые дали неверную информацию о состоянии трассы, а потом не подсыпали дорогу песком. И водитель автобуса, который в таких условиях все-таки отправился в рейс. Нельзя полностью исключить и переутомление, а также технические неисправности. Ведь жалобы на это поступали неоднократно.

В любом случае, стоит порадоваться хотя бы тому, что обошлось без жертв. Могло быть и хуже.