07 февраля 2015, 23:48

На прием к стоматологу вместе с психологом

<p>Как главный врач сломал стереотипы и повысил привлекательность Детской стоматологической поликлиники&nbsp;</p><p>&nbsp;</p>

Ни скучных табличек с названием кабинетов, ни голых стен, ни ворчливых уборщиц с ведрами и швабрами с некоторых пор в коридорах Детской стоматологической поликлиники вы не увидите. Белых халатов, которые так пугают детей, здесь немного — носят их только сотрудники администрации. С тех пор как новый главный врач, 33-летний Иван Васильевич Белкин, взял в свои руки руководство лечебным учреждением, имидж его стал меняться если и не по часам, то по дням и неделям.

Средний возраст — 35 лет

Обшарпанные стены, унылые кабинеты… Материальная база важна, но прежде — кадры. Когда четыре года назад новый главный врач переступил порог стоматологической поликлиники, первое, что он сделал, — поделился планами о грядущих в ней преобразованиях с коллективом.

За четыре года коллектив лечебного учреждения обновился на две трети. Средний возраст его сотрудников — около 35 лет. Но при этом не только молодость и креатив остаются здесь в почете — мудрость и опыт по-прежнему тоже в
цене. К примеру, не реже чем к другим докторам маленькие пациенты записываются на прием к Зинаиде Трениной — профессионалу с более чем 50-летним стажем.

— Характерная деталь, — рассказали в Минздравсоцразвития республики, — устраиваться на работу в Детскую стоматологическую поликлинику сегодня приходят доктора не только из государственных, но и из коммерческих клиник.

К слову, при мне одного такого кандидата начальник отдела кадров Артем Великжанин лично водил по поликлинике. Кроме лечебных и других кабинетов клиники, он показал врачу и подсобки, к примеру комнату для складирования лечебных отходов. Зачем оно врачу надо?

— Мы считаем, что, прежде чем принять решение прийти к нам на работу, специалист должен досконально ознакомиться с условиями работы, оценить то, что ему здесь предлагают, взвесить все «за» и «против», — поясняет Артем.

Иногородних специалистов привлекает, к примеру, то, что для них предусмотрена компенсация за съемное жилье. (Специалистов-стоматологов, как известно, ПетрГУ не выпускает, и около 30 процентов врачей поликлиники приехали на работу из-за пределов Карелии.).

Конечно, отдел кадров всегда сначала знакомится с документами кандидатов. А после этого, чтобы принять верное решение, устраивает с претендентами видеоконференцию. Именно так, безошибочно, после видеоконференции, в июле 2014 года сюда на работу приехала стоматолог Анна Караулова — сегодня Анна Вячеславовна уже работает в поликлинике заведующей отделением.

Не бог в помощь, а психолог

Фантастика, но в штате детской стоматологии есть не только врачи, средний медицинский и технический персонал, но и профессиональный психолог. И это — бонус для тех маленьких пациентов, которым необходимо помочь преодолеть страх перед стоматологическим креслом.

— Как правило, — рассказывает психолог Элла Кужалева, — перед посещением стоматолога родители сами приводят ко мне на прием своего ребенка. Но, бывает, проблемы случаются прямо в кабинете стоматолога, и тогда, прежде чем
продолжить лечение, врач направляет маленького пациента к психологу.

Опыта работы с детьми Элле Кужалевой не занимать. До стоматологии она работала психологом в детском саду.
Мягкие игрушки и учебные тренажеры — в кабинете психолога есть все, для того чтобы выяснить причину беспокойства маленького пациента, настроить его на поход к врачу, объяснить ему, что «стоматолог не так страшен, как его малюют». Психолог дает детям подержать в руках инструменты — оказывается, они совсем не острые, рассказывает, как доктор будет «разрисовывать» (лечить бормашиной) ему зубки. Одним словом, играет с пациентами в доктора.

— Конечно, важна здесь и помощь родителей, — рассказывает Элла Кужалева. — Некоторые мамы так нервничают, что им самим уже требуется помощь психолога, а это, в свою очередь, плохо действует на ребенка.

Психолог в помощь здесь не только детям, но и взрослым. Периодически Элла Кужалева проводит тренинги с сотрудниками регистратуры, в ходе которых помогает им быть выдержанными с пациентами и их родителями, не повышать тон, рассказывает им, как выйти из конфликтной ситуации.

— Как в других поликлиниках, регистраторами нас не называют — мы администраторы, — с гордостью рассказывает старший администратор Татьяна Митрофанова. — Мы ведь не просто выдаем талоны и медицинские карточки пациентов — с нас, собственно, начинается поликлиника, если потребуется, ответим пациенту на все интересующие вопросы, проводим его, поможем найти нужный кабинет.

Вход разрешен!

Те же, кто постарше, разберутся в поликлинических «хитросплетениях» сами. На стене при входе размещена красочная инфографика, начинающаяся со значка «Вы здесь». Яркие картинки и веселые стрелки помогают сориентироваться, настраивают на позитив.

И если оглядеться вокруг, в уникальной детской поликлинике можно увидеть еще много чего, что совсем не соответствует статусу казенного медицинского учреждения, приближает его к привычной уютной и домашней обстановке.

Стены поликлиники раскрашены рисунками. На дверях кабинетов вместо строгих и сухих — яркие таблички с изображением жирафа, который перекочевал сюда логотипа лечебного учреждения. Да и сами кабинеты не похожи один на другой. Одинаковых здесь не найдете — стены каждого из них с душой раскрашены в разной цветовой гамме.

Отдельная песня — спецодежда персонала. Белые медицинские халаты здесь — только у главного врача и еще нескольких сотрудников администрации лечебного учреждения. Врачи и медсестры поликлиники облачены в хлопча-
тобумажные брючные костюмы — низ однотонный, верх — цветная ткань с выбитыми на ней мишками и пчелками. В зависимости от категории медицинского работника и его пола спецодежда отличается друг от друга по цвету.

Родители маленьких пациентов делятся, что им нравится здесь лечить детей, а сотрудники поликлиники — что им комфортно работается.

Вместо послесловия

— На мой взгляд, Детская стоматологическая поликлиника в Петрозаводске — яркий пример правильного подхода к организации стоматологической службы, — считает заместитель председателя общественного совета по здравоохранению при Минздравсоцразвития Геннадий Масликов.

На самом деле от руководителя медицинской организации во многом зависит, насколько рационально используются ресурсы, в том числе и людские, кадровые.

— Можно просто закупить дорогостоящее оборудование, а можно максимально использовать его для реального повышения качества оказываемой медицинской помощи населению, изменив атмосферу в коллективе, отношение к делу персонала. Именно так, как это получилось сделать в детской стоматологии, — продолжает Геннадий Масликов. 

На будущее в планах руководителя учреждения — организация оказания стоматологической помощи по принципу семейного врача.

Ольга Миммиева's picture
Автор:

Будучи студенткой историко-филологического факультета ПетрГУ романтику искала в стройотрядах. Ее всегда привлекали люди со стержнем, сильные, без двойного дна. Любимая тема – человек в особой жизненной ситуации. Будь то прыгнувший с парашютом незрячий поэт или повар, отправившийся готовить отбивные на Северный полюс. Мечтает, чтобы у читателей после знакомства с такими людьми вырастали крылья.