15 марта 2015, 14:02

70 лет Победы: как в Петрозаводске зажигали Вечный огонь

<p>Архитектор Эдуард Андреев рассказывает, почему мемориальный комплекс не возвели в онегзаводской Ямке и куда делась стела с Братской могилы на площади Ленина</p>

Документальная книга «Вечный огонь» архитектора Эдуарда Андреева и журналиста Юрия Шлейкина, посвященная созданию в Петрозаводске мемориального комплекса «Могила Неизвестного Солдата», приурочена к 70-летию Великой Победы. О том, как зародилась идея возведения мемориала в столице республики и какие сложности пришлось преодолеть творческому коллективу архитекторов и скульпторов при его проектировании, — интервью с руководителем проекта архитектором Эдуардом Андреевым.

— Эдуард Федорович, как зародилась идея строительства мемориала Неизвестному солдату в Петрозаводске и как вы оказались в его соавторах?
— В 70-е годы мемориальные комплексы стали возводиться по всей стране — коснулось это и Петрозаводска. Был объявлен конкурс на проект мемориала, и наш авторский коллектив в составе архитекторов Эрнста Воскресенского и Эдуарда Андреева, скульпторов Людвига Давидяна и Эдуарда Акулова занял в конкурсе первое место. Мы приступили к работе, которую должны были выполнить в сжатые сроки.

— Были ли сложности в создании проекта? Ведь подобный проект был осуществлен в нашем городе впервые.
— Самое трудное заключалось в том, где расположить мемориальный комплекс. Где же как не на центральных городских площадях — Ленина или Кирова?! В итоге решили устанавливать мемориал на стыке с площадью Ленина. Где конкретно?

Предложение строительства мемориала в онегзаводской ямке, по центру большой поляны, было изначально ущербным:там скорее бы была уместна садовопарковая скульптура.

При втором варианте (состыковка мемориала с площадью Ленина) главной проблемой для нас стала братская могила, ее предстояло увязать с мемориальным комплексом. Согласно проекту предстояло отсыпать косогор, ведущий в Ямку (для этого пожертвовать скатом детской горки, с которой зимой и дети, и взрослые любили кататься «паровозиком»), разровнять площадку.

Братскую могилу, в том виде не вписывавшуюся в новый комплекс, надо было реконструировать. Обелиск, возвышавшийся по центру, решено было перенести в Соломенное, а справа от Могилы Неизвестного Солдата — установить стелу в виде куска гранита. Территорию перед Вечным огнем замостили брусчаткой. Брусчатку эту в 40-х годах на шоссе Первого Мая укладывали пленные немцы, она была разобрана.

— Как удалось найти и доставить громадный камень-стелу? Какую смысловую нагрузку он несет в мемориале?
— Камень символизирует карельскую землю. Занимались им Людвиг Давидян и Эрнст Воскресенский. Появился он здесь непросто. Тяжеленный валун — около 60 тонн — нашли в районе аэропорта «Пески». С помощью танка удалось оттащить будущую стелу от скалы к дороге. А там уже ценный камень погрузили на транспорт и повезли по месту назначения.

О предложениях творческого коллектива я регулярно докладывал на секретариате Карельского обкома КПСС. Один из секретарей обкома предложил заменить природный материал на клеенную фанеру. я был молодой, горячий, как же я взорвался, чего только тогда не наговорил! Наши отцы и деды умирали за Победу, а мы им — фанеру!

После заседания ко мне подошел первый секретарь обкома КПСС Иван Ильич Сенькин и сказал: «Никого не слушай, делай, как нарисовали». А в то время, если сказал первый секретарь, — это значит, зеленая улица. Иван Ильич вообще всегда очень скрупулезно расспрашивал о проекте.

В частности, его заинтересовало, почему на комплексе нет встроенных цветников и почему лестница, ведущая в ямку, не видна на подходе к мемориалу. Сделали мы это сознательно, сосредоточили внимание на траурной ленте из габбро-диабаза, окаймляющей памятник, а цветы и так есть куда положить. Что касается лестницы, идея была такова, что сначала пришедший должен увидеть Вечный огонь и уже потом, войдя в зону памятника, — лестницу.

— Эдуард Федорович, знаю, что за проект мемориала вы, два архитектора и два скульптора, удостоены звания лауреатов Государственной премии Карельской АссР…

— Трудились мы с удовольствием. На самом деле памятник гармонично вписался в площадь Ленина, как будто бы всегда здесь находился. Конечно, велика заслуга и камнеобработчиков, и строителей. Очень тяжелая была работа. Мемориал возводили в два этапа в течение двух лет.

— Вы родились перед самой войной, являетесь одним из соавторов мемориала. Какие чувства испытываете, приходя поклониться памяти павших?

— Противоречивые. Хорошо вспоминаю, как летом 1969 года зажигали Вечный огонь. Ветер был сильный. Первому секретарю Карельского обкома КПСС Ивану Сенькину никак не удавалось зажечь чашу от факела.

Помог тогдашний мэр Петрозаводска Павел Сепсяков. Павел Васильевич сорвал с одного из участвовавших в церемонии солдат военную фуражку и прикрыл ею факел от ветра. Ну а потом…

Бесконечная людская очередь к Вечному огню, горы живых цветов. Много лет с тех пор прошло. Однажды пришел к памятному месту — парадную эспланаду возле огня топчут дети, а родители стоят рядом и радуются, фотографируют. Больно стало.

С тех пор редко туда хожу. А ведь решается проблема человеческой беспечности просто. Давно уже предлагал поставить возле Вечного огня турникеты…

Ольга Миммиева's picture
Автор:

Будучи студенткой историко-филологического факультета ПетрГУ романтику искала в стройотрядах. Ее всегда привлекали люди со стержнем, сильные, без двойного дна. Любимая тема – человек в особой жизненной ситуации. Будь то прыгнувший с парашютом незрячий поэт или повар, отправившийся готовить отбивные на Северный полюс. Мечтает, чтобы у читателей после знакомства с такими людьми вырастали крылья.