21 декабря 2012, 16:00

Необъятная «Онежская палитра»

Необъятная «Онежская палитра»

Иногда приходишь домой и думаешь: ну какая же я неудачница! Странное начало для статьи о 48ой Республиканской выставке «Онежская палитра», не правда ли? Обычно, я пишу о выставках несколько со стороны, но сегодня разговор пойдет иначе, поскольку я сама являюсь участницей данного мероприятия и почувствовала все радости и горести «на своей шкуре».

Любая выставка начинается с отбора работ, который проводит выставочный комитет. Дело это серьезное, поскольку от этого зависит успех выставки, и отбирает работы не абы кто, а сам председатель Союза художников, несколько признанных мэтров карельского искусства и кураторы из музея. Затем уже отобранные работы необходимо выгодно подать, и этим занимаются исключительно музейщики.

Надо отметить, что часть работ «не доживает» до выставки, но на этом моменте я подробно остановлюсь позже. И вот, когда уже все развешено, расставлено, прикручено – двери распахиваются перед первыми посетителями. Чаще всего эти первые посетители – сами художники, их родственники и друзья, работники музея, критики и прочие очень творческие и околотворческие люди. Вот и вечером 20 декабря, накануне обещанного конца света, тяжелые двери Музея ИЗО распахнулись, и открылась 48-ая республиканская выставка.

Вообще, республиканские выставки – событие особенное. Это срез за минувший год, по которому сразу становится понятна ситуация с искусством в Карелии. Здесь нет ограничений по возрасту, стилю, жанру и т.д. Чтобы выставиться, даже необязательно состоять в Союзе художников – главное пройти достаточно жесткий отбор. И этим выставка интересна. К примеру, Бадри Топурия написал довольно большую работу – лица мужчины и женщины в пейзаже (см. картинку выше), лица-острова, смотрящие друг на друга. Возможно, в будущем карельские пейзажи в исполнении художника наполнятся еще и намеками на антропоморфные образы, и это интересный поиск новой формы, попытка эксперимента с привычным жанром. Ведь уже и не скажешь что это: портрет, пейзаж, сцена из мифа? На таких выставках сразу видно, какие художники живут в Карелии и что их волнует. Вернисаж начался очень мажорно: первое слово прозвучало из уст директора Музея ИЗО – Натальи Ивановны Вавиловой, а говорить она умеет великолепно.

Затем высказались министр культуры Карелии, председатель Союза художников и один из трех кураторов выставки. И, наконец, разговоры закончились, и нас пустили в свободное плавание по выставке.
Я бы разделила все выставленное на 4 части: декоративно-прикладное искусство, современное искусство, салонное искусство и такое искусство, которое лежит вне классификаций, поскольку это уже не академизм, но еще и не полнейший отрыв от него.

Меня немного удивило количество работ «салонного плана». Их отличает отсутствие свободы, нарочитая вылизанность, как будто художник пытается продемонстрировать мастерство, пересчитав все веточки у березки. Еще были представлены скульптура, посуда, костюмы, гобелены, но довольно скудно. Мне, например, очень понравилось работа Михаила Коппалева «Инопланетянка» (см. картинку ниже справа). Жаль, что в Карелии так мало скульпторов… Кстати, присутствовал даже видеоарт, но я не успела его посмотреть, поскольку выставка открылась к закрытию музея, и даже на подробное изучение картин времени не хватило. Зато будет хороший повод вернуться в другое время!

Как всегда, настроение не могли не поднять загадочные и качественно выполненные акварели Владимира Лобанова (см. картинку ниже) и Георгия Иванова. Очень органично и уместно вписались в интерьер классического музея современные работы молодых художников. Особенно мне понравилось, когда во время вступительной речи Анатолий Титов и директор музея стояли на фоне работ Антонины Юфа. И с таким визуальным рядом их слова звучали для меня иначе, чем обычно. Работы некоторых молодых художников стали для меня открытием, и в то же время не разочаровали мэтры – даже если бы их работы были без подписей, я бы все равно догадалась по авторскому стилю, кто их делал.

Ряд работ, представленных на «Онежской палитре», я уже видела на других выставках. Например, на «Случайном выборе», который проходил в Выставочном зале осенью. Я понимаю, что не все зрители такие же завсегдатаи подобных мероприятий, как я, и кто-то посмотрит на эти работы впервые, но каждый раз мне хочется увидеть у художников что-то свежее. Хотя живопись Артема Стародубцева (картинка ниже) не перестает меня восхищать, хоть в первый, хоть во второй, хоть в двадцать второй раз. Подобные вещи я видела только в очень раскрученных столичных и зарубежных галереях, а тут — у нас, в Петрозаводске!

Но еще одну работу я искала с особым волнением и не нашла. В республиканской выставке я участвую впервые, и была рада, что моя работа прошла отбор. Но прошла она скорее в каталог, и зритель ее не увидит воочию. Чтобы выяснить, чем же она плоха, я обратилась к куратору Сергею Пантелеймоновичу, и он рассказал мне, что порядка 35-ти работ у них остались в «закромах», т.к. площади музея не позволяют вывесить все. И вывешивая, кураторы руководствуются тем, хорошо ли взаимодействуют висящие рядом работы, не перегружена ли стена и всё в таком духе.

И хотя было выставлено по 2-3 работы от других художников, кому-то не досталось даже одного места. Поэтому не верьте, когда говорят, что молодые художники в приоритете. Наверное, я сужу предвзято, но музею не мешало бы завести передвижные стенды, благодаря которым можно было бы разместить больше работ. А еще такие стенды позволяют «разбавить» пространство, делают его более динамичным, насыщенным.

Говорить о дизайне, искусстве и лучшей жизни можно бесконечно, но лучше смотреть. Смотрите! Выставка разноплановая, интересная, на нее не стыдно прийти самостоятельно и привести приехавших на новогодние выходные гостей из других городов и стран.