21 февраля 2013, 10:00

Недолговечная красота

Недолговечная красота

Мне очень нравится, когда искусство выходит за пределы стен музеев и встраивается в среду города. В столицах и многих зарубежных городах это уже стало нормой, такие направления, как стрит и лэнд-арт уже никого не шокируют. Наоборот, люди приветствуют и граффити на типовых зданиях, и совершенно космические арт-объекты в старинных кварталах. Совсем недавно и в Петрозаводске прошла выставка снежных и ледовых скульптур на набережной Онежского озера. К сожалению, выставку можно назвать однодневной, поскольку как только заканчивается праздник фестиваля «Гиперборея», так скульптуры крушат.

Не со зла, просто для кадра, а чтоб фото хорошим вышло – надо непременно залезть на скульптуру или хотя бы подержаться за неё. В музеях бы тоже все разгромили, не будь там камер и смотрителей. Но перенесемся на набережную и посмотрим на недолговечную красоту. Начнем, пожалуй, со снежных скульптур, созданных из малого куба. Авторы этих работ – дети, поэтому неудивительно, что основными персонажами стали животные: улитки, совы, коты, тюлени… Отличились ребята из Германии, сделавшие скульптуру «Сливки».

Эта идея очень интересна, поскольку из белого снега такие кондитерские объекты выглядят очень эффектно и натурально. Я обратила внимание, что они даже не забыли увенчать ее маленькой засахаренной вишенкой. Чукотский стиль показала команда с работой «Хитрый, однако», где находчивый чукча едет на тюлене, привязав перед ним на удочке рыбку. Это как настоящая иллюстрация, увидев которую, можно придумать историю о персонажах.

Персонажи больших снежных скульптур были более условны, например, команда из Германии сделала «Диско-медузу», отдаленно напоминающую и растение, и морское существо, и микромир — составную часть клетки. В контексте набережной морские существа смотрятся органично, и это на самом деле очень важно. Существенным недостатком выставки, на мой взгляд, стало как раз отсутствие темы и концепции, оторванность от среды, в которой находятся скульптуры. Например, можно было связать всё с карельской тематикой или же с наступающей олимпиадой. Также есть вариант – оттолкнуться от названия фестиваля «Гиперборея» и создать ряд скульптур о гиперборейцах.

Другая немецкая команда создала простую, но концептуальную вещь под названием «Форма-Контрформа». Внутреннюю часть куба они выпилили и сложили рядом из снежных «кирпичей» содержание. Таким образом, они не выкидывали лишний снег, и у них получилось 2 объекта. В данной работе есть глубокий философский смысл – сохранение того, что кажется лишним и уже не нужным, экономия ресурсов, взгляд на отходы как на материал для творчества. Они затронули важную тему, фестиваль искусства на экологические темы был бы тоже перспективным для Петрозаводска явлением.

Были авторы, которых волновал не только смысл работы, но и техника исполнения. Пожалуй, из всех команд у кондопожцев Раисы Малашенковой, Елены Крушельницкой и Вячеслава Малашенкова в их «Временах года» продемонстрирована самая качественная обработка поверхностей и одна из самых целостных композиций. Это непросто, поскольку сам формат куба ограничивает авторов, и чтобы сделать свою работу выше – необходимо выпиливать часть куба и поднимать наверх. Да и качество снега оставляет желать лучшего: в нем попадаются и ветки, и земля, и бутылки, что тоже затрудняет работу.

Целых две команды вдохновились в работах темой театра, кукол, но у одной это наручные куклы, а у другой – марионетки на нитках. Скареднова Наталья, Морозова Ольга и Самойленко Ирина из Омска создали барельеф с рукой, держащей палочки с нитями на гладкой поверхности снежной плиты, а местами и наоборот, сделали в ней тиснение с птицами, а фигуру человека и вовсе вырезали «Навылет».

И хотя грех ругать организаторов такого фестиваля, все же есть существенные недостатки в экспонировании снежных скульптур. Ночь на севере наступает быстро, и скульптурам из снега явно не достает подсветки. Свет еще и помогает выявить форму, подчеркивает замысел скульптуры, делает её более эффектной. И для художников это было бы интересной задачей – сделать объект с определенным освещением. А самое важное — зрителям было бы лучше видно творения скульпторов вечером.

Зато радует, что ледовые скульптуры были относительно освещены. Трогательно-волшебную историю про трубочиста рассказали при помощи льда команда скульпторов из Хабаровска и Санкт-Петербурга. По пропорциям человека, изяществу линий и деталям одежды и аксессуаров – это была самая проработанная ледовая скульптура из всех представленных. А вот шведская команда, сделавшая ледяную гостиную, не слишком ударялась в детали – простая мебель, почти что ИКЕА, но изо льда. И их замысел хорош связью со зрителем, ведь он сможет не только посмотреть, но и посидеть.

А петрозаводские ледовые скульпторы решили сделать композицию на мифологический сюжет похищения Европы, когда Зевс обратился белым быком и похитил дочь финикийского царя. Какие только художники не трактовали этот сюжет, и удачным решением в ледяной трактовке стали огромные рога быка, по высоте превосходящие фигуру Европы. Похожие рога можно увидеть в похищении Европы В. Серова.

Еще в этот день можно было увидеть снеговиков, авторы которых явно не обделены фантазией и творческой свободой, а также «чудеса во льду», из которых мне больше всего запомнился фиолетовый осьминог в синей жидкости. Да и сама идея приобщения всего города к фестивалю хороша, ведь создав что-либо своими руками, мы совсем иначе смотрим и на чужой труд и чужое творчество.