03 августа 2019, 08:00

Руководители Карелии заехали в Пряжинские сельпо поговорить «за жизнь»

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 3 августа в 1999 году.

Всем известно, что значительные поступления в бюджет обеспечивают налоговые сборы с алкогольной продукции. Наиболее остро проблема борьбы с нелегальной водкой 20 лет назад стояла в районах республики. Председатель правительства Карелии Сергей Катанандов и министр внутренних дел РК Игорь Юнаш летом решили ознакомиться с ситуацией на местах. Они выехали в Пряжинский района. Сам визит проходил в необычной форме.

Глава республики и министр внутренних дел останавливались в различных деревушках, заходили в продовольственные магазины и расспрашивали у продавцов и покупателей об их жизни. «В Сямозеро водочкой с заднего двора торгуют, да? - задавал вопрос глава правительства, надеясь на искренний ответ. - А разливают сами? Спирт там у них, а не водка?» Столь необычное общение было отнюдь не случайным. Первые лица республики лично хотели убедиться, как претворяется в жизнь стратегия правительства и МВД по искоренению оборота поддельной водки. Со слов местных жителей, суррогат стали продавать значительно меньше, за счет чего повысился спрос на легальную водку. Одной из причин выживаемости подделок, по мнению местных жителей, являлась даже не низкая цена, а магазины, которые работали по сокращенному графику, а следовательно не могли обеспечить легальной водкой желающих в любое время суток. Кроме всего прочего глава правительства обратил особое внимание на участие МВД в охране будущего урожая.

В первое воскресенье августа Россия отмечает День железнодорожника. Поэтому ровно 20 лет назад журналисты телеканала «Ника Плюс», чьим архивом мы пользуемся при подготовке этой рубрики, отправились на съемки в локомотивное депо. Поскольку железнодорожный транспорт оставался самым массовым, праздник этот может, наверное, по праву считаться всенародным. В то же время предприятия этой отрасли оставались крупнейшими налогоплательщиками. Учитывая размеры страны и то, что вышеупомянутый вид транспорта по-прежнему оставался самым доступным для большинства граждан Российской Федерации и ближнего зарубежья, основания усесться за праздничный стол имели все жители бывшего Советского Союза. Начальник локомотивного депо В.З.Олейник рассказал: «Коллектив нашего депо встречает профессиональный праздник с хорошим настроением. У нас появилась работа, рост объемов перевозок стабильный, начиная с марта. Это дает нам основания надеяться на то, что наши возможности будут востребованы промышленностью страны». В петрозаводском локомотивном депо в те годы работало 1100 человек. Из них непосредственно перевозками занимались 500, остальные — это управленцы и те, кто осуществлял текущий ремонт локомотивов. Пока о создании новых рабочих мест в депо речи не шло. Но те, кто уже трудились в нем, могли быть уверены, что без работы не останутся. Кстати, впервые за последние несколько лет в 1999 году предприятие получило прибыль. И сотрудничество Октябрьской железной дороги с правительством Республики Карелия позволяло говорить о стабильном развитии.

Причем, стоимость проезда на железнодорожном транспорте в 1999 году не собирались увеличивать. Но к сожалению, выросли расходы автомобилистов. Цены на бензин будут подниматься — подтвердили в правительстве. Федеральное правительство было настолько озабочено лихорадкой, сотрясавшей топливный рынок страны, что создало оперативный штаб, цель которого — следить за происходящем в этой отрасли народного хозяйства. Подобные органы появились и в регионах, в том числе в Карелии. Заместитель министра экономики РК В.Ф.Патенко заявила: «С одной стороны наблюдается увеличение объема машинных грузоперевозок, также рост парка автомобилей, с другой стороны, как вы понимаете, из-за этого увеличивается спрос на все виды топлива. Из-за девальвации рубля экспорт бензина для экспортера стал настолько выгоден, что производители резко сократили поставки топлива на внутренний рынок». Ежесуточно в оперативный штаб поступала информация о том, сколько нефтепродуктов завезено в республику, а сколько реализовано и сколько осталось. Автобусам автоколонны 1126 приходилось, например, заправляться в районах Карелии. Регулярно отслеживались изменения цен на топливном рынке республики. Дешевле всего — по 4 рубля — 92-ой бензин можно было купить в Калевальском и Олонецком районах. Самое дорогое топливо этой марки в Сегеже, там литр 92-го стоил 6 рублей 50 копеек. Большую часть нефтепродуктов в республику поставляли в те годы 2 организации. 70% рынка оккупировала Тюменская нефтяная компания, еще 20% контролировала «Росика». Остальные 10% делили между собой различные мелкие поставщики. Проведенные проверки показали, что наценка во всех предприятиях, занятых в сфере топливного бизнеса в Карелии, не превышала разумных 10-15%. Нынешний рост цен объясняли действиями компаний, производящих топливо. Поскольку на территории республики нет нефтеперерабатывающих предприятий, карельский оперативный штаб не мог отследить их механизм ценообразования. По этой же причине у местных экономистов не было возможности делать какие-либо долгосрочные прогнозы ситуации. В министерстве экономики были уверены, что по крайней мере в ближайшие недели резкого скачка цен не произойдет. В том же, что цены на нефтепродукты будут расти, уже не сомневались не только эксперты по топливному рынку, но и простые потребители бензина и солярки.

Таким было 3 августа ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?

Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.

Фото: hyser.com.ua