«Хотели, как лучше»: Карелия чуть было не осталась без легальной водки
Ровно 20 лет назад журналисты предупредили жителей Карелии с экранов телевизоров о том, что со следующего понедельника ожидаются изменения на алкогольном рынке. Так что у населения оставались ровно одни выходные на то, чтобы сэкономить лишнюю копейку, закупив партию алкогольной продукции впрок. Как известно, ни одно хорошее дело не остается безнаказанным, и часто у нас получается «хотели, как лучше, а получилось, как всегда». С понедельника вся алкогольная продукция, ввозимая или производимая на территории Карелии, должна была перед поступлением в розничную продажу быть обклеена специальными защитными знаками. Это затеяли в целях борьбы с так называемой «левой» водкой. Получилось так, что министерство экономики, не сильно торопясь, на совещание по проведению этого мероприятия пригласило заинтересованные стороны лишь накануне вечером. Так что на выполнение инструкций у предпринимателей оставался один рабочий день плюс выходные. Что вызвало немало проблемам прежде всего для оптовых продавцов, то есть стало неким ступором в их работе. Кроме того, сразу можно было предсказать, что наклейка одного знака обойдется покупателю не в 1 рубль 60 копеек (по себестоимости изготовления бумажки), а, как минимум, вдвое дороже. Ну и плюс ко всему на территории России с понедельника вступали в силу новые минимальные цены на алкоголь. Так что все ожидали серьезного подорожания водки и, если были свободные деньги, то вкладывали их в спиртные напитки. Ведь со всеми этими новшествами еще было неизвестно — не исчезнет ли вообще легальная водка с прилавков, застопорившись где-нибудь на производстве или на складах, ожидая наклеек.
В общем-то, так оно и произошло, как предсказывали журналисты. С понедельника в алкогольном бизнесе начались большие проблемы. Согласно постановления главы правительства Карелии, оптовым фирмам стало запрещено отпускать спиртное без специальных защитных знаков. А их в МВД республики, которому и поручено было реализовывать в жизнь этот документ, не оказалось. Причины, как всегда, банальны: просто не успели. Поэтому в местном спиртном бизнесе наметились определенные проблемы. Директор фирмы «Олиан» А.Ю.Морозов заявил: «Предприятие, при МВД Карелии организованное, оно не в состоянии принять у нас водку, и на склады не в состоянии принять, и без наличия лицензии мы не имеем права туда сдавать. А постановление запрещает нам торговать. То есть тут получается такой парадокс. Или недоработанность просто-напросто постановления».
Как долго эта ситуация продлится, никто не знал. В правоохранительных органах, куда обращались оптовики, отвечали — ждите. От этих ожиданий в государственной казне, которую новшество и было призвано пополнить, денег не прибавлялось. А за все тактические промахи рассчитывался потребитель. Заместитель директора фирмы «Сладкий дом» А.П.Хинеев сказал: «В конечном итоге, да, главное звено в этой всей политике — это клиент в магазине». По мнению разработчиков, это постановление должно было не только защитить население от некачественной водки, но и помочь местным товаропроизводителям. Правда, с ними на сей счет никто не посоветовался. Директор ЛВЗ «Прионежский» Ю.А.Цунский сообщил: «С исполнителями, с людьми, которые будут претворять в жизнь это решение, поговорили слишком поздно. И для того, чтобы просто практически осуществить конкретные меры для перехода, для использования этой защитной марки, людям был предложен всего один рабочий день. И оплатить эти марки, и провести ревизии имеющегося, и многое другое. Были отпущены недопустимо короткие сроки».
Тогда же предприниматели направили письмо в министерство внутренних дел и министерство экономики по поводу введения новых защитных знаков на алкоголь. И это письмо возымело действие. Министр внутренних дел Карелии Игорь Юнаш предложил приостановить действие постановления до конца марта. Кстати, вся эта заваруха произошла благодаря тому, что был издан Указ Президента России «Об усилении государственного регулирования в сфере производства алкогольной продукции». По мнению Юнаша эта приостановка позволила бы местным ликероводочным заводам — Петровскому и Прионежскому не повышать цены и конкурировать с ввозимыми из-за пределов республики напитками: «Наклейка этикеток для мелкого опта и для розницы — она будет с первого числа, в это время пойдет допродажа имеющейся на складах продукции, это ввозная, и она будет продаваться по старой цене, а наша водка будет уже с новой этикеткой — следовательно, будет дороже».
Таким было 16 марта ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.