Патриарх Московский и Всея Руси прибыл на Валаам к юбилею

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 17 июля в 1999 году.

Православный мир отметил день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. А ровно 20 лет назад праздник проходил и в честь десятилетнего юбилея с момента возрождения Валаамской обители. На празднование на остров прибыл святейший Патриарх Москоский и Всея Руси Алексий Второй, которого ожидали на острове утром 10-го июля. На причале его приветствовали настоятель обители архимандрит Панкратий, председатель правительства Карелии Сергей Катанандов, руководители Палат Законодательного собрания, а также монастырская братия и многочисленные паломники, прибывшие на остров из самых отдаленных мест православного мира. По прибытию Патриарх прошествовал на территорию монастыря к Спасо-Преображенскому собору, где состоялся молебен у мощей преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев и основателей обители. По окончанию службы Патриарх и сопровождающие его лица прошествовали на игуменское кладбище. В заупокойной литии были помянуты бывшие и похороненные на острове настоятели монастыря, чьими делами и иноческими подвигами в былые годы укреплялась слава Валаамской обители. Монастырь, основанный еще в 10 веке, неоднократно был предан разорению. Однако всякий раз возрождался и восставал в еще большей славе. В 1940 году, когда остров должен был отойти к советской России, братия покинула его. В 1989 году первые шесть иноков вновь обосновались в древних стенах. С тех пор сделано было немало. К 10-летнему юбилею была восстановлена и действовала главная монастырская усадьба: подворье, ферма, другие хозяйственные постройки. Из 13 скитов, существовавших к началу 20 века, церковная жизнь вернулась в четыре. Отреставрировали Никольский скит, обещали, что вскоре он будет открыт для посещения туристов и паломников. Кстати, количество последних увеличивалось с каждым годом. К святыне на островах прибывало более тысячи человек в месяц. Росла и братия. Уже 150 монахов проходили в стенах обители послушническую службу 20 лет назад. «Это мало, - считал иеродиакон Парфений, помощник игумена, - Потому что хозяйство большое и, честно сказать, рук не хватает. Братских рук на послушание не хватает. Братия зачастую просто падает от усталости».

Кроме ведения своего хозяйства монастырю приходилось оказывать вспоможение и местным мирским жителям, каковых на острове насчитывалось на тот момент около пятисот. Проблемы, стоящие перед местным населением, заставляли часть из них стремиться уехать с острова. Программа возрождения и развития Валаама предусматривала предоставление им возможности переехать в Сортавалу. Глава правительства Сергей Катанандов вместе с главой самоуправления Сортавальского района Валерием Варья вручили ключи от новых квартир первым 15 семьям, прежде всего ветеранам и пожилым людям, которые уже не могли обходиться без ухода и элементарных коммунальных услуг. Как подчеркнул Сергей Катанандов, остров должен быть отдан монастырю, и хотя лишних квартир у властей не было, программа постепенно выполнялась. Свои подписи под федеральной программой возрождения Валаама поставили Сергей Катанандов и Алексий Второй. Не хватало лишь подписи премьер-министра России. Однако глава правительства Карелии рассчитывал, что она появится до конца года. Программа предусматривала выделение 500 миллиона рублей равными долями от Карелии, России и Русской православной церкви.

Не успели петрозаводчане 20 лет назад привыкнуть к подорожанию билетов на проезд в общественном транспорте, как выяснилось, что, возможно, вскоре платить станет не за что. Потому что автоколонна 1126, даже имея деньги, не могла купить себе топлива. Новости из автоколонны оригинальностью не отличались. У транспортников опять проблемы. Правда, на этот раз, как ни удивительно, дело было не в отсутствии денег. Некоторое их количество у автоколонны имелось, но на них не удавалось купить топливо для автобусов. Заместитель директора предприятия Ю.Н. Мирошников сообщил: «С поставщиками, с которыми постоянно мы работали, это у них отсутствие топлива и, естественно, перебои в работе транспорта и у нас». Для нормальной жизнедеятельности автоколонне ежедневно было необходимо 8 тонн 76-го бензина и 5,5 тонн дизельного топлива. Частные автозаправки не могли обеспечить такое количество горючего. То, что имелось в наличие в окрестностях Петрозаводска, автоколонна уже скупила и израсходовала. В последнее время за топливом приходилось ездить все дальше, то в Медвежьегорск, то в Сортавалу. Самые большие трудности возникали перед выходными, когда горючим приходилось запасаться впрок. Утром его в автоколонне оставалось на 2 дня работы. Руководству автоколонны не оставалось ничего другого, кроме как сократить число автобусов, ежедневно выходящих на линии.

Если государство не может прокормить обездоленных, то они пытаются прокормить себя сами как умеют. С 15 июня в Петрозаводске при содействии краевого регионального Общества инвалидов открылось ателье «Русская линия». По словам директора новоиспеченного предприятия Елены Карпиной, преследовались две цели. Во-первых, привлечение к работе инвалидов, чтобы помочь им адаптироваться в сложных экономических условиях (для них в Петрозаводске были открыты магазины со скидками, но после принятия нового налогового законодательства они закрылись). Во-вторых, это пошив и ремонт одежды для социально незащищенного населения. Предъявив удостоверение краевого общества инвалидов, заказчик имел право на 25% скидку. К инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата закройщик выезжал по месту жительства. «В 98 году возникла необходимость обеспечивать товарами народного потребления инвалидов, которые очень долгое время не были защищены социально, и в 1999 году было создано это ателье. Мы шьем одежду для инвалидов. Для них есть скидки, и одежду шить у нас недорого», - сказала Елена Карпина. В ателье поначалу работали 8 человек. Среди них 6 инвалидов, большинство из которых выполняют работы на дому: «На предприятии пришли молодые специалисты, которые готовы работать с инвалидами. Почему это важно? Очень небольшая категория людей может с ними работать. Люди, которые сталкивались с инвалидами, и те, кто работает сейчас в городе с подростками-инвалидами, очень нуждаются в нашей помощи». Выжить «Русской линии» помогали дополнительные налоговые льготы, которые были введены на предприятиях, где работали инвалиды.

Таким было 17 июля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?

Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.