Производители «левой» водки Карелии посоветовали, как с ними бороться
Ровно 20 лет назад правительство Карелии объявило бескомпромиссную борьбу с паленым алкоголем. Журналистам телеканала «Ника Плюс», архивом которого мы пользуемся при подготовке наших материалов, сумели найти производителей «левой водки» и взять у них комментарии насчет того, стоит ли с ними бороться. Главное, о чем они предупредили правительство, что самый простой и эффективный способ борьбы алкоголем, не прошедшим через государственную налоговую систему, это государственное же снижение цен на законную алкогольную продукцию.
В 1998 году легальная бутылка водки в магазине могла стоить 26 рублей. Эта цена раздражала население (отметим, что средняя зарплата бюджетника составляла плюс-минус 500 рублей). Так как водка — продукт всенародно любимый, она вполне закономерно стала продуктом народного творчества. Таким образом, общее количество «левой» водки составляло половину всей алкогольной продукции в целом. На вопрос — почему «левая» водка была, есть и будет, ответили народные умельцы, которые производили свою водку пять лет и по понятным причинам пожелали остаться неизвестными: «Потому что у населения просто нет средств, чтобы покупать настоящую, магазинную водку. Разница в цене доходит до 10 рублей за бутылку. И мы облегчаем им эту задачу». Процесс творчества был прост: спирт, вода и пустые бутылки. Продукт отправляли на квартиры.
Количество таких торговых точек указывало на неизбывную любовь народа к столь милому его сердцу продукту: «В населенных пунктах до 75 таких торговых точек, которые четко поделены между производителями». По словам производителей нелегальной водки, до определенного времени это был привольный и прибыльный бизнес. При этом с правоохранительными органами у бутлегеров были налажены чисто деловые отношения: «В одной из деревень жена помощника участкового сама продавала населению водку, были случаи. А он в это время боролся с конкурентами». Начиная с середины 1998-го года органы МВД и, в частности, отдел по исполнению административного законодательства в едином и дружном порыве провели кампанию против «левой» водки. Но водка водке рознь. Одно дело — водка сомнительного качества. Совсем другое — хорошая водка с прилагающемся к ней сертификатом, но не прошедшая налоговый сбор. Вот именно она и подвигла контрольные органы так активизироваться. «Кому выгодно платить такие налоги? Естественно, их обходят», - отметил Г.Ш.Гиниятуллин, начальник отдела по исполнению административного законодательства.
Дабы усложнить обходные пути, контрольные органы собрались добавить к бутылке водки еще парочку степеней защиты. Например, штрих-кодовую марку, в которой содержатся все данные сертификата. То есть количество, партия, где и кем производилась. Но и такой степени защиты далеко до степени народной изобретательности. Предвидя быстрое освоение штрих-кодов в подпольном бизнесе, контролеры готовили еще одну степень защиты — голограмму. «Практически вся продукция будет пущена по налогам», - заверили в МВД и ошиблись. Фальшивкам несть числа и сегодня. С 1 января 1999 года вступило в силу постановление правительства о создании системы идентификации. При этом защита легальной водки, пожалуй, совсем «защитила» ее от населения, так как цена бутылки выросла. А между тем единственный, самый простой и эффективный способ борьбы с «левой» водкой — это государственное снижение цен на законную алкогольную продукцию. Такой совет дали правоохранительным органам сами производители паленого алкоголя: «Самый простой способ — просто не повышать цену, а опустить ее до реальной, себестоимости. Они бы могли опустить водку до 10-12 рублей в магазинах, и просто нам было бы невыгодно работать».
Знаменательное событие произошло перед Новым, 1999 годом! На набережной Варкауса открылся уникальный спортивно-концертный комплекс «Центр», в котором, как позже убедились наши горожане, можно было не только поправить свое здоровье, но и существенно его подорвать. Еще задолго до торжественного события по случаю открытия комплекса в СКК-Центре прошли игры на первенство по футболу среди юниоров. Команде победителей администрация города вручила главный приз — новенький мяч.
А позже сюда пришли те, кто решил в конце трудовой неделе хорошо отдохнуть и повеселиться на дискотеке. В этом и заключалась уникальность спортивно-концертного комплекса на набережной Варкауса, 12. Специалист по связям с общественностью Э.А.Семенова пояснила: «Это комплекс, который будет включать в себя и спортивную деятельность, и культурные мероприятия. Но, конечно, в первую очередь это спорт. Потому что здесь огромные возможности для занятия и волейболом, и баскетболом, и мини-футболом, и большой теннис. Работает тренажерный зал, шейпинг, аэробика. И здесь же будут проводиться концертные мероприятия, которые помогут финансировать грандиозные спортивные праздники города».
Как сообщали организаторы, главной идеей центра была финансовая поддержка городского спорта. Немножко они лукавили, потому что заработать на этом центре тоже удалось неплохо, все же именно здесь за неимением лучшей площадки проходили самые знаковые концерты и гастроли. Впрочем, добрая часть прибыли от мероприятий шла на благие спортивные цели.
Таким было 22 декабря ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1998 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.