На брошенных военных гарнизонах нажились, растащив по кирпичику
Депутаты Законодательного собрания ровно 20 лет назад заслушали доклад ио военного прокурора Петрозаводского гарнизона о состоянии дел и сохранности имущества в освобожденных военных городках. Согласно этому докладу, реализация этого имущества шла по плану. С этим не согласились депутаты, видя, что многие военные городки просто разворованы. А ущерб от этого принес многие миллионы. Лейтмотивом военного доклада на заседании в местной думе стало то, что в армии все спокойно, а в военных городках все нормально.
«А на самом деле мы видим, что ненормально! Органы власти иногда не знают даже, когда воинская часть уходит, но зато те, которые хотят это имущество украсть — все знают», - отметила депутат Галина Погудалова. Продажа имущества и освобождение военного городка регламентировалась российским законом. Действовал Указ Президента, согласно которому средства от продажи имущества расформированных воинских частей направлялись на соцзащиту военных, на строительство их жилья и пособие семьям военнослужащих. Нормативные акты, однако, не работали. Не был определен срок продаж, не давался ответ, когда приступили к реализации, куда направлены деньги и кто их получил.
«И получается, что очень хорошее оборудование и здания сегодня в принципе все разграблены», - беспокоились депутаты. Как уточнила военная прокуратура — не разграблены, а разобраны самими же военными. Может, оно и так, но «имя этого солдата неизвестно». Никто из военных чинов при этом не отвечал за грабеж. Гарнизоны разносили по кирпичику. Военная техника нашей армии, начиная от автомата Калашникова и кончая БТРом, продававалась на толкучках. А народные избранники, отклонявшие проект закона на уровне Госдумы, снова и снова закладывали очередную статью бюджетных расходов на укрепление пограничных застав, на содержание уцелевших гарнизонов и на соцзащиту военных.
Отдельный вопрос — получение военной собственности гражданским населением. «Мы круги ада проходим — нам не передают это в нашу собственность», - жаловалась Галина Погудалова. Имелась в виду та собственность, которая еще не до конца разграблена. Здесь называли конкретные адреса. Части в Шуе, в Вилге, в Томицах. Тамошнее население и местные власти не могли получить недвижимость в свое владение. Ни дома, ни земли. Хотя эти части давно уже перестали существовать и тем более принадлежать Минобороне. Отсутствие конкретных сроков продаж (кому-то они очень невыгодны) создавало благотворную среду для воровства. Причем, в первую очередь воровства военными начальниками: «В этом деле порядка нет не только в Карелии, но и во всей России». Местные депутаты были намерены создать текст обращения Президенту РФ, а также в Госдуму с целью активизировать работу по проекту закона, который бы решил эти проблемы. Только в его эффективности были большие сомнения. Ведь темпы российских законодателей сильно отставали от скорости расхищения многомиллионной собственности.
Согласно всевозможным социологическим опросам, по престижности профессия учителя занимала в конце 90-х едва ли не последнее место (сейчас пишут, что учителей по-прежнему в школах не хватает). Причины такого расклада — нищенская заработная плата. Впрочем, с 2001 года российские власти пообещали поднять бюджетникам зарплату на 20%. И удивления тут были неуместны. Хотя бюджетникам уже не один раз повышали зарплату, прожить на это было невозможно. В январе 2001 года правительство РФ снова планировало увеличить эту сумму аж на целых 20%.
«Мы, конечно, ждем эту прибавку. Ждем с надеждой. Но дело в том, что на сегодняшний день не все так лучезарно, как пытаются донести СМИ и наши руководители. Проанализировав те ставки учителей, которые они имеют, я могу сказать, что если учитель проработал 20 лет и работает на 12-ом разряде, который он заработал по стажу, то он получит всего, по сравнению с предыдущей заработной платой, на сто рублей больше», - сообщила завуч гимназии №17 Ольга Архипова.
Таким образом, со всеми причитающимися процентами после так называемого повышения зарплаты, учитель с 20-летним стажем получит 911 рублей.
«В принципе 20% - это небольшая будет сумма. И вряд ли она улучшим мое материальное положение. На эту прибавку сильно не приходится рассчитывать. Я лично еще подрабатываю, чтобы нормально не жить, а существовать», - сказала Ольга Киселева, учитель (стаж 27 лет). Ну а если уж ветераны педагогического фронта еле-еле сводили концы с концами, так что уж говорить о начинающих учителях, которым по окончании вуза присваивали 8 разряд и оклад в 322 рубля.
«На сегодняшний день у нас во многих школах нет педагогических кадров, не хватает учителей ОБЖ, учителей Труда, учителей физкультуры. Многие школы не имеют учителей физики, химии и так далее — конечно, это вопрос государственный. Те люди с большим опытом, которые будут уходить из школ, и никакой перспективы при таком раскладе у молодежи. Молодежь не очень хочет идти. Хотя желание у студентов, которые приходят на педпрактику, велико», - подытожила Ольга Архипова.
Таким было 26 сентября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2000 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.