31 августа 2018, 08:00

Петрозаводские расхитители варварски похозяйничали в военной части

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 31 августа в 1998 году.

В редакцию телекомпании «Ника», в архивах которой мы ищем материалы для этой рубрики, позвонили законопослушные граждане и сообщили о факте вопиющего расхитительства народного добра. В районе станции Голиковка все кому не лень нещадно грабили брошенную ровно 20 лет назад на произвол судьбы воинскую часть.

Вчера грузовики и даже трактор стоял, какую-то щебенку выкапывали откуда-то там. Кучу проводов. Кошмар один, даже больно смотреть на это дело,

- такими словами встретил сердобольный гражданин, владелец гаража близ брошенной военной части, съемочную группу. Эта часть находилась близ железной дороги в районе улицы Балтийской. Нашествие и грабеж начались за два дня до этого. До тех пор тут находилась авто-мото-техническая ремонтная база для военных машин. Ворота, начиная с 1957 года, были на запоре. Узнать в комендатуре, что здесь было и почему брошено, так и не удалось. Вероятно, все, что касается армии, превращается автоматически в строжайшую военную тайну.

Объект разорения никем не охранялся и никому не принадлежал. Разбирали все: рамы, двери, запчасти для машин, шестерни, прокладки, фильтры, резиновые шланги, поршневые дефицитные кольца, которые изготавливались из дорогих металлов. Кстати, о металлах. Близость скупки усиливала соблазн собрать все здешние цветные металлы, а их было предостаточно: медь, нержавейка, алюминий. На глазах журналистов отец с сыном собирали доски и дровишки. На вопрос — откуда узнали, ответили доходчиво: «Весь Петрозаводск знает». Город оставленное военными имущество охранять не стал. Хотя любой коммерсант мог разместить здесь оптовый склад, благо товарная станции и железная дорога под боком. Но по закону никто не имел права на эту собственность. Так что пришедшие расхитители вовсе ничего не воровали, а просто брали, что плохо лежит. И не их вина, что плохо лежит у нас почти все.

На заседании Временной чрезвычайной комиссии (ВЧК, которую создали при правительстве летом 1998 года из-за катастрофического состояния в экономике) рассматривали вопрос о состоянии расчетов Акционерного общества ОТЗ с Пенсионным фондом и республиканским бюджетом. За август от акционерного общества Онежский тракторный завод перечислений в Пенсионный фонд не было вообще. А за июль была выплачена лишь небольшая сумма. Видимо, опасаясь суровых решений ВЧК первые лица АО ОТЗ на заседание комиссии не явились. Первый заместитель председателя правительства РК Виктор Масляков жестко высказался на этот счет:

Сегодня здесь напротив вас сидят первые лица руководства республики для того, чтобы войти в ваши проблемы. А от самого предприятия приходят не первые лица.

Технический директор ОТЗ В.Н.Бахарев чувствовал себя неуютно:

Если вы считаете нецелесообразным беседовать не с первым лицом, это ваше право, конечно. Но выставлять меня, воспитывать — есть ли смысл, не знаю.

В серьезном разговоре обнаружилось, что Онежский тракторный завод, выставив сумму за трактор 230 тысяч деноминированных рублей, желая получить живые деньги, продает его за 180 тысяч. Это ниже себестоимости трактора, но зато живыми деньгами. И тогда правительство само предложило купить трактора по 180 тысяч, но за счет долгов в Пенсионный фонд. Министр экономики Андрей Кригер категорически настаивал:

Мы сегодня предлагаем вам в зачет двух миллионов рублей забрать тракторами. По стоимости, как за живые деньги. Отдать Пудожскому району, чтобы там люди могли иметь работу, платить налоги. А вы сегодня были бы сняты с крючка налоговой по республиканскому бюджету.

Похоже, Онежскому тракторному заводу ничего не оставалось, как пойти на сделку с правительством. В те годы их продукция уже была неконкурентноспособна. Тогдашний глава Пенсионного фонда Карелии Тарабрин пригрозил:

Иначе мы будем инициаторами возбуждения процедуры банкротства.

Кстати, сделка с правительством помогла не сильно, в конце концов предприятию пришлось свернуть производство.

Первого сентября 1998 года на Древлянке собирались открыть первый на территории этого микрорайона фонтан. Он разместился недалеко от магазина «Меркурий». В первую очередь все гадали, как окрестят фонтан местные острословы, ведь в Петрозаводске каждый из водных сооружений имеет свое народное наименование. Практически всю последнюю неделю августа на этом месте шли подготовительные работы, благоустраивалась территория, и уже била родниковая вода из глубины более 140 метров. В общем, все было почти готово к торжественному моменту. Само сооружение со стороны напоминало триколор российского флага. Во всяком случае все его цвета там присутствовали. Спросили у прохожих, нравится ли им проект. Директор Древлянской школы Светлана Артемьева сообщила:

-Мы работники этой школы, и нам приятно, что рядом будет фонтан.

-А как вам цвет?

-Наша школа бело-голубая, и поэтому, может быть, хотелось бы бело-голубой? Но и так приятный цвет.

Другая жительница Древлянки не скрывала эмоций: «Красота, уют, даже сам район преобразился. Я абсолютно довольна!» А вы какого мнения об этом фонтане? Пишите в комментариях!

Таким было 31 августа ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1998 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности