20 сентября 2018, 08:00

Учителей карельской глубинки долги по зарплате довели до отчаяния

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 20 сентября в 1998 году.

Зачастую для того, чтобы разобраться, что происходит в нашей жизни, нам нередко приходится обращаться к истории. Например, когда в Древнем Риме раб ломал себе руку или ногу, и был более неспособен к дальнейшему физическому труду, про такого говорили — родился новый учитель. Высокое значение учительства не исключало последнего места, на котором находился наставник. К сожалению, именно 20 лет назад в России наши учителя почувствовали, что у нас исповедуется именно такая — древнеримская истина.

Жить практически невозможно. Сегодня учителя сброшены, наверное, на самый низкий уровень жизни,

- горько произнесла учитель школы в Мелиоративном, где в сентябре 1998 года устроили забастовку. Классы опустели, уроки отменили, учителя бастовали в холодном здании. Только представьте: за сентябрь это была уже вторая забастовка! Долги по зарплате, отпускным и методической литературе не погашались с мая.

Гарантии России, которая обещала нам послать деньги, кредиты, все выполнены. То есть то, что нам должна была РФ, в Карелию поступило. Куда ушли наши деньги — неизвестно,

- волновались педагоги. Также неизвестен был график погашения долгов. Местная администрация, упорно избегавшая свидания с учителями, заявила, что все долги погасит к 1 января. Собравшихся потрясло сообщение о самоубийстве учительницы в одной из наших школ. И хотя чиновники заявляли, что не стоит увязывать суициды с нищетой, педагоги видели в этом самую прямую зависимость:

Любая мать доведена до отчаяния. Вчера в личном разговоре с отцом двоих детей — он говорит: ну что мне делать, у меня нет выхода. Жена учительница, не получает зарплаты, меня сократили на работе, я наверное, кончу жизнь самоубийством, потому что дети хоть пенсию получат.

Как законопослушные граждане, учителя свою забастовку организовали официально, с выдвижением требований – погасить все долги до 1 октября, а то до января многие просто не надеялись дожить. Составить график погашения и объяснить, куда исчезают средства. И компенсировать потери в связи с ростом цен. Несмотря на всю законность своих требований, учителя и сами не верили в их выполнение. Поэтому на встрече с сарказмом поздравляли друг друга с Днем учителя и грозились уйти в бессрочную забастовку, начиная со Всероссийской акции протеста профсоюзов 7 октября. Благо и плакаты для шествия у них уже были многоразового использования.

Возможно, по сравнению с проблемами этих учителей, проблемы Петрозаводской финно-угорской национальной школы покажутся кому-то не слишком существенными и не жизненно важными. Однако, так не считала исполнительная власть, которая пыталась решить вопрос о размещении этой школы. В сентябре 1998 года в национальной финно-угорской школе набрали 4 первых класса: финский, два карельских и вепсский. Конкурс был 3 человека на место. Школу посещало 400 детей, которые учились в две смены, поделив между собой 10 тесных комнат. Так что большинству пришедших чиновников пришлось толпиться в коридоре. Вопрос о переводе национальной школы в другое здание стоял уже не первый год. Директор И.С.Хиеконен отметила:

Если бы мы не договорились с 17-ой школой о выделении дополнительных помещений, мы были бы вынуждены выйти учиться в третью смену. Поэтому, безусловно с таким положением дел мириться не хочется, потому что создан великолепный коллектив учителей, родителей и необыкновенно хорошие дети у нас. Потерять это не хочется. С будущего года надо как-то решить проблему в отношение выезда школы на Кирова, 8.

Глава правительства за учительским столом, любовно перелистав тетради первоклашек, заслушал мнения собравшихся об идее перевода национальной школы в здание по улице Кирова, 8, где размещалась начальная ступень 30-ой гимназии и аудитории педагогического университета. Как выяснилось, на реставрацию этого старого здания собирались затратить почти 10 миллионов новых рублей, которых пока не было. В здании надо было менять почти все — от водопровода до балок перекрытий. Ремонт и так притормозился, а тут еще и на беду грянул дефолт. Глава Карелии сразу дал понять, что изыскать такие суммы в данной ситуации просто нереально:

Вывезти оттуда все, завести туда строителей, и 10 миллионов денег найти. Я тебе скажу — этими деньгами не обойдешься, это только на бумаге. Двойную цену нужно будет заплатить. Вы что — сумасшедшие что ли?

Судьба национальной школы решилась по-другому. Сегодня финно-угорская школа располагается на улице Горького, тогда она еще называлась просто – 18-ой.

Таким было 20 сентября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1998 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности