07 ноября 2014, 10:39

«Умные вещи». Не выйдет из бересты пиджака?

<p>«Умные вещи». Не выйдет из бересты пиджака?</p>

Дважды мне доводилось быть на небольших мастер-классах, где желающие плели поделки из бересты. Один раз делали рыбку, второй – коробочку. Вроде незатейливые предметы, на детей рассчитанные, но взрослые подмастерья сосредоточенно морщили одухотворенные лбы, и то и дело вопрошали «куда-куда эту штучку продевать?» Глядя, как ловко пальцы мастера поворачивают берестяную ленточку в разные стороны, продевают, сгибают, вертят, удивляешься – да как это запомнить можно? Мышление конструктора должно быть, чтобы разобраться во всех этих переплетениях, не запутаться, да еще и соорудить настоящую вещь.

 

Мастер-класс народного мастера России Александра Шутихина

Мастер-класс народного мастера России Александра Шутихина

Лет десять назад мастерица с Кижей подарила мне берестяную коробку с крышкой – отличная вещь для хранения специй получилась. И за минувшее время не изменилась ни на йоту –
что ей сделается, бересте. Сейчас этот материал популярен в качестве сувенирных поделок, лишь отдаленно напоминая о тех временах, когда берестяные изделия были в каждом доме. О них сегодня и поговорим.

Плетение из бересты было распространено повсеместно – ведь огромная часть домашней утвари была изготовлена из дерева и коры березы. Интересно, что само слово «корзина» происходит от глагола «карзать», который означает снятие коры с дерева. Корзина с одной ручкой называлась «бурак», а мастеров Каргопольского уезда, славившихся своими изделиями, дразнили «бурачниками». Берестяная корзина для хранения муки, собирания ягод и грибов еще могла называться «кужней» или «кужонкой».

 

Плетение из бересты. Автор Самули Паулахарью. 1915 год

Плетение из бересты. Автор Самули Паулахарью. 1915 год

Берестяные лапти, корзины были в каждом доме – наиболее немудрящую утварь делали самостоятельно сами хозяева. Длинными зимними вечерами мужчины занимались плетением из бересты – возле горящей неярким светом лучины. Некоторые мастера специализировались на производстве и продаже берестяных изделий, которые в губернии ежегодно сбывались тысячами.

К качеству плетеных изделий были строгие требования – к природным достоинствам бересты, как материала, о которых мы писали в прошлый раз, добавлялось качество работы мастера. Кому нужна была корзина, из которой течет ягодный сок? Это же касалось берестяных рюкзаков – кошелей или коробов.

Покупая изделие из бересты, люди знали, что оно может прослужить и 20, и 25 лет, поэтому должно быть крепким и качественно сделанным. При этом цена была очень доступной: ручная корзина стоила на рынке 6-8 копеек, средних размеров туесок – 10-15 копеек, большая корзина с крышкой – до 50 копеек.

Мастера, занимавшиеся плетением лаптей, продавали свой товар за 2-5 копеек – чтобы заработать 20 рублей, необходимо было сплести 500 пар. Берестяные сапоги с голенищами разнообразной высоты использовались при ходьбе по болотам и влажному лесу. Нога при этом, как и в случае с лаптями, оборачивалась мягкой обмоткой. Эта обувь, несмотря на свою легкость, все же была жесткой и негнущейся.

 

Сапог берестяной. Начало ХХ в. Петрозаводский уезд, Олонецкая губерния. Национальный музей Республики Карелия

Сапог берестяной. Начало ХХ в. Петрозаводский уезд, Олонецкая губерния. Национальный музей Республики Карелия

Чтобы сделать полезную вещицу из бересты, не обязательно было уметь плести – достаточно было срезать в лесу с дерева прямоугольный пласт коры, свернуть из него коробку и прошить лыковой лентой края. В коллекции Национального музея есть всевозможные берестяные емкости, сделанные по такому принципу – от крохотных, пятисантиметровых коробушек, до больших кужонок.

 

Берестяная утварь. Первая половина ХХ в. Национальный музей Республики Карелия

Берестяная утварь. Первая половина ХХ в. Национальный музей Республики Карелия

Свернутый на ходу берестяной черпачок вешали у родника или лесного ручья, и он служил всем, кто проходил мимо.

 

Черпачок. Поселок Вилга. Середина ХХ в. Национальный музей Республики Карелия

Черпачок. Поселок Вилга. Середина ХХ в. Национальный музей Республики Карелия

Из бересты крутили свои рабочие музыкальные инструменты пастухи – от небольших певучих рожков до огромных, иногда изогнутых труб, которые ревели не хуже медведя.

 

Труба пастушья. XIX в. Национальный музей Республики Карелия

Труба пастушья. XIX в. Национальный музей Республики Карелия

Берестяные туюсы (туеса) были очень популярны не только в деревне, но и в городе, где их охотно раскупали на ярмарках. Хозяйкам на заметку – этот цилиндрической формы предмет с деревянным круглым дном и крышкой использовался для хранения и ношения яиц, молока, сметаны.

 

Туес. Архангельская губерния. 2-я половина XIX в. Национальный музей Республики Карелия

Туес. Архангельская губерния. 2-я половина XIX в. Национальный музей Республики Карелия

Для ловли неводом в Повенецком уезде плели веревки из бересты – настоящие многометровые канаты. Они могли служить до 30 лет, в отличие от конопляных веревок, которые быстрее изнашивались и перетирались. На первой в истории Карелии выставке в 1838 году экспонировался образец такого каната – он не гнил, не тонул в воде, не намокал, а когда срок его службы заканчивался, то его пускали на факелы во время ночного лова рыбы (лучения острогами).

 

Берестяной канат. Вокнаволок (Калевальский район). Середина XIX в. Национальный музей Республики Карелия

Берестяной канат. Вокнаволок (Калевальский район). Середина XIX в. Национальный музей Республики Карелия

Иногда неуемная фантазия мастеров плетения не знала удержу. Особенно отличился финский крестьянин Юхо Ланкила (1778—1879), который решил, видимо, опровергнуть старую финскую пословицу о том, что «не выйдет из бересты пиджака, как из бабы попа». Насмотревшись за свою долгую жизнь на войны, 80-летним стариком он сплел военную форму из бересты. Ланкила сфотографировался в своем творении в фотомастерской города Оулу. Костюм это вызывал большой интерес и удивление публики – это и погубило наряд Ланкила. Его дочь, переживавшая, что ее прозвали дочкой берестяного генерала, сожгла необычную военную форму. Тем не менее, в музейном собрании Финляндии хранится другой костюм, состоящий из шляпы-треуголки, куртки, жилета брюк, обуви и рукавиц (1876 год). Все предметы сплетены из бересты и даже были выкрашены в синий цвет.

 

1. Юхо Ланкила в своем костюме 2. Экспонаты из собрания Национального совета по древностям Финляндии

1. Юхо Ланкила в своем костюме 2. Экспонаты из собрания Национального совета по древностям Финляндии

Вот такие полезные и просто занятные предметы были в ходу сто лет назад. И пусть мы сейчас не так активно пользуемся берестяной утварью, как раньше, но остается надеяться, что сувенирные промыслы не дадут уйти в прошлое и окончательно забыться древнему и полезному занятию – берестоплетению.

Екатерина Логвиненко, научный сотрудник Национального музея РК