Заживем! Еще одна попытка сделать медицину доступней и качественней
В регистратуру не дозвониться, записаться к врачу проблематично, высидеть очередь перед кабинетом нелегко даже здоровому человеку, не то что больному... Все эти проблемы знакомы каждому, кто хоть однажды был вынужден обращаться в поликлинику. И не сказать, чтобы власти совсем этого не замечают. Нет, вроде как пытаются что-то сделать – то национальный проект «Здоровье» придумают, чтобы повысить качество медицинской помощи. То модернизацию здравоохранения объявят, пытаясь поднять медицину на новый уровень. Но уровень упорно не поднимается, проблемы только нарастают.
Теперь вот появился еще один федеральный проект – «Бережливая поликлиника». Он также призван повысить доступность и качество медицинской помощи населению, но теперь за счет "оптимизации процессов" и "устранения потерь". Что это означает и каким образом работает? Об этом рассказали руководители двух петрозаводских медицинских учреждений – Городской поликлиники № 4 и детской поликлиники № 2. Именно эти учреждения подключились к федеральному проекту, став для Карелии пилотными.
Вообще, проект стартовал осенью 2016 года в трех городах – Ярославле, Калининграде и Севастополе. Интересно, что принципы «бережливого производства» помогали внедрять специалисты «Росатома».
Потому что идеология бережливого производства пришла из крупных производственных систем, – объяснила главный врач поликлиники № 4 Ольга Билко. – Общение со специалистами «Росатома» позволило выявить общие проблемы, которые существуют и у них в производстве, и в медицинских учреждениях.
После того как подвели первые итоги проекта в трех городах и результаты оказались неплохими (например, в Ярославле врачи стали в два раза больше уделять времени каждому пациенту, существенно – до 8 раз – сократились очереди в кабинет врача), было принято решение на уровне Министерства здравоохранения РФ распространить этот опыт еще на 20 регионов.
Первый этап проекта в петрозаводских поликлиниках должен завершиться уже к сентябрю. В течение ближайших четырех месяцев здесь будут вести работу по таким направлениям, как сокращение времени ожидания в очереди к врачу, упрощение записи к специалистам, создание комфортной среды для пациентов, уменьшение сроков диспансеризации…
Для этого в двух поликлиниках будут установлены терминалы электронной очереди, а также будут созданы колл-центры – их выделят из регистратуры, чтобы пациентам было проще и легче дозвониться.
Мы планируем установить терминал электронной записи в регистратуру, которая позволит разделить потоки (по примеру Сбербанка). Например, человек, которого нужно приписать к нашей поликлинике, будет направлен в одно окошко регистратуры, за номерком к врачу – в другое и так далее,
– рассказала Ольга Билко и отметила, что такая же система должна быть установлена перед процедурным кабинетом, поскольку поток пациентов очень большой.
В регистратуре будет стоять терминал записи на прием к врачу. Дело в том, что часто номерки обычные, бумажные, в регистратуре разобраны, а электронные еще есть. Однако регистратор не может «взять» их оттуда. Поэтому человеку приходится идти домой и со своего компьютера записываться на прием. Теперь же это можно будет сделать непосредственно в регистратуре,
– добавила главврач поликлиники № 4.
Кроме того, по ее словам, в летние месяцы в 4-й поликлинике планируется полный ремонт регистратуры и холла перед ней. Также ремонт в процедурном кабинете и в коридоре на первом этаже взрослой поликлиники.
В настоящее время некоторых посетителей поликлиники на Ключевой и детской поликлиники № 2 сопровождают волонтеры – студенты мединститута, которые составляют хронометраж – то есть отслеживают, сколько времени пациент тратит на посещение медучреждения. Причем учитывается все: время, затраченное на гардероб, на очередь в регистратуру, оформление карты, прием у врача… Это нужно для того, чтобы понять, на каком этапе и на сколько можно сократить потери времени пациентом.
Кроме того, в 4-й поликлинике для сокращения времени ожидания в очереди обсуждается и такой вариант: усиление службы неотложной помощи, которая будет не только выезжать на вызовы, но и работать в поликлинике с 8 до 19 часов.
Чтобы пациенты с острыми состояниями попадали не в общую очередь к терапевту, а в кабинет неотложной помощи,
– объясняет главврач Ольга Билко.
Как отметила главный врач детской поликлиники № 2 Надежда Мазуровская, «Бережливая поликлиника» – это не стремление сэкономить на пациентах, это прежде всего бережное отношение к пациентам и медперсоналу.
Принципы бережного производства внедряются для оптимизации работы медучреждения. Мы надеемся, что, выявив узкие места и внедрив принципы бережливости, нам удастся сократить время ожидания, а значит, не будет столпотворений в холлах поликлиники,
– заметила главврач.
В рамках реализации проекта в детской поликлинике планируется разделить потоки больных и здоровых детей. Для этого будет открыт второй вход в поликлинику - там, где организуют блок для работы неотложной помощи.
Поскольку пациенты часто жалуются, что врач больше внимания уделяет всевозможной писанине, а не самому пациенту, то проект подразумевает работу и в этом направлении. Сейчас в поликлиниках ведут фиксацию времени врачей и медсестер. Отслеживают, сколько времени уходит на заполнение документации, на запись к другим специалистам, насколько рационально используется рабочее место, то есть оценивают так называемую лишнюю работу, не позволяющую общаться с пациентом.
Насколько проект «Бережливая поликлиника» окажется действенным, достигнет ли он своей цели, – это станет понятным уже через несколько месяцев. Однако у многих возникает вполне резонный вопрос: может, главное в решении задачи доступности и качества медицинской помощи – это не научная организация труда врачей и медсестер, а их достаточное количество? Ведь не секрет, что кадровая проблема в здравоохранении стоит сегодня очень остро. В том числе и в поликлинике № 4. По словам главврача, касается она в основном участковых служб. Причем в педиатрии ситуация хуже, чем в терапии.
– В терапии из 34 участков укомплектованы 26. В педиатрии из 10 участков – только пять, на остальных работают совместители.
Однако проект «Бережливая поликлиника» кадровую проблему не решает.
У него другая задача. Научная организация труда как раз и позволит облегчить работу врача, тем самым привлечь молодых специалистов для работы в поликлинике. Когда все будет четко выверено, понятно, стандартизировано, врачу будет легче,
– уверена Ольга Билко.
Она добавила, что ситуация в участковых службах поликлиники № 4 в скором времени улучшится – осенью здесь ждут 8 молодых специалистов.