В УФАС обещают новые скандалы на ниве закупок медтехники
- ФАС становится больше органом предупредительного, а не карательного контроля, - сказал руководитель карельского антимонопольного ведомства Артур Пряхин, подводя итоги 2016 года. По его словам, в последнее время в антимонопольном законодательстве наметился крен в сторону профилактики нарушений. Для небольших компаний установлен антимонопольный иммунитет, когда по ряду статей фирмы с годовым оборотом меньше 400 миллионов рублей нельзя привлечь к ответственности. Помимо штрафных санкций появился такой вид наказания, как предупреждение.
Несмотря на смягчение законодательства, в Карелии в 2016 году было немало громких дел, которые оказались в центре общественного внимания.
Всего в прошлом году в УФАС по РК поступило 1038 жалоб и заявлений, было выявлено 216 нарушений, выдано 184 постановления о наложении штрафных санкций на сумму 42,6 миллиона рублей, из которых пока взыскано 4,9 миллиона рублей.
Дела картельные
Своеобразной визитной карточкой карельского УФАС стали разоблачения картельных соглашений на ниве госзакупок лекарственных препаратов и медицинского оборудования. Как рассказал Артур Пряхин, в 2016 году было завершено крупное расследование в отношении четырех компаний из Москвы и Московской области, которые участвовали в 38 аукционах на поставку медоборудования. Общая сумма контрактов перевалила за 88 миллионов рублей.
- Они вступали, по нашему мнению, в картельные сговоры, имитируя конкуренцию, с целью получения контрактов по максимально высокой выгодной цене, нарушая антимонопольное законодательство, - сказал руководитель УФАС по РК.
На компании был наложен крупный штраф — в пределах 33 миллионов рублей. В настоящий момент дело находится в Арбитражном суде, где компании пытаются оспорить штрафные санкции.
- Мы с оптимизмом смотрим на эту ситуацию. Считаем, что наша доказательная база достаточно крепкая, - сказал Пряхин.
Он сообщил, что УФАС продолжает разбираться в сфере медицинских закупок. На днях было возбуждено новое дело, связанное с картельным сговором.
На сей раз в поле зрения антимонопольного ведомства попали три питерские компании, которые участвовали в 80 аукционах, потянувших на 63 миллиона рублей. Ситуацией заинтересовались и правоохранительные органы. В качестве заказчиков проходят 22 медицинских учреждения Карелии, в том числе расположенные в Петрозаводске.
Артур Пряхин не исключает, что в рамках этого расследования появятся, как он выразился, «дела по другой квалификации». Речь идет о том, что к ответственности могут быть привлечены должностные лица, выступающие от лица заказчика, то есть руководители медицинских учреждений.
По словам Пряхина, картельные сговоры в области медоборудования выявлены практически во всех регионах страны. Он сослался на слова руководителя ФАС России Игоря Артемьева, который предположил: «Такое ощущение, что фактически мафия у нас устанавливает цены».
Иду на таран
Совсем другого масштаба, но тоже любопытное дело с «картельным душком» было связано с организацией детского питания в петрозаводской школе № 2. Была использована схема, получившая название «таран». Суть ее заключается в том, что одна из компаний, действуя в сговоре с мнимым конкурентом, доводит ценовые предложения до заоблачных высот, а потом отказывается от заключения контракта. Заказчику приходится заключать договор с «подельником» - другой участвующей в аукционе компанией.
Именно так произошло с аукционом по организации школьного питания. В нем участвовали ООО «Профпитание» с предложением стоимости аренды 366 тысяч рублей и ООО «Питсервис» - с предложением 369 тысяч рублей. Фирма «Элисс», действуя в сговоре с компанией «Питсервис», увеличило цену до 1 миллиона 515 тысяч рублей, поставив крест на дальнейшей борьбе. Однако затем без объяснения причин ООО «Элисс» отказалось от заключения договора, и его пришлось заключить с фирмой «Питсервис». После вмешательства УФАС в фирме «Питсервис» признались в заключении антиконкурентного соглашения. Руководитель фирмы «Элисс» был оштрафован на 20 тысяч рублей.
Любопытный нюанс.
Согласно действующему законодательству, компания, первая признавшаяся в картельном сговоре, освобождается от ответственности. Порой фирмы так стараются быстрее сдать партнера, что, рассказал Артур Пряхин, приходится чуть ли не с хронометром проверять, кто первый признался в нарушении.
В истории со школьным питанием первой оказалась компания «Питсервис».
Монополисты тоже платят
Одно из самых распространенных нарушений связано с несоблюдением сроков по технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям. В 2016 году было выявлено 32 таких факта.
Энергосетевые предприятия были оштрафованы на 4,5 миллиона рублей. Чаще других этим грешит ПАО МРСК «Северо-Запада» - «Карелэнерго».
В злоупотреблении доминирующим положением на рынке было замечено ОАО «Карелгаз», специалисты которого отказывались регистрировать приборы учета, установленные их конкурентами. Суд согласился с доводами антимонопольного ведомства, снизив, правда, сумму штрафа с 562 тысяч до 281 тысячи рублей.
Нарушение антимонопольного законодательства было зафиксировано на острове Кижи. Карельское УФАС проверило аукцион почти трехлетней давности на право заключения аренды пяти павильонов. Сотрудники антимонопольного ведомства выяснили, что аукционная документация была составлена явно в интересах ООО «ЛВК Петровский», которое получило преимущественные условия, необходимые для победы.
Кстати, за ООО «ЛВК Петровский» стоял бывший депутат ЗС РК, бывший советник директора музея-заповедника «Кижи» Иван Романов, которого осудили за педофилию на 20 лет.
Артур Пряхин отметил, что часто антимонопольное законодательство нарушают чиновники. В 2016 году было выдано 17 предупреждений органам власти Карелии.
Немало вопросов было к Минстрою РК. На сайте министерства порой очень сложно было получить важную для предпринимателей информацию, касающуюся проведения конкурсов и аукционов. Но после вмешательства антимонопольного ведомства бюрократические препоны и блокировки были сняты.
Карельское УФАС выявило серьезные нарушения в действиях госкомитета по транспорту РК, которое провело конкурс на право осуществления автобусных пассажирских перевозок. Необоснованно ограничив количество лотов с 98 до 4, госкомитет фактически закрыл путь к автобусным перевозкам карельским компаниям, давно работающим на рынке. В результате, автобусное сообщение между городами и поселками республики стало одной из самых острых социальных тем.
Суд подтвердил правильность выводов антимонопольного ведомства, настаивающего на проведении нового конкурса. Сегодня, считает Пряхин, ничто не мешает госкомитету провести «новый открытый честный конкурс». Правда, пока госкомитет предпочитает тянуть время, ничего не меняя в схемах автобусного сообщения.