Выдра наизнанку и котик на воротник.Чем еще пригодится животное карелу
Слышали ли вы о лаптях на резиновом ходу? А мне довелось. Не так давно на семинаре, посвященном финскому национальному костюму, молодая женщина, дизайнер из Финляндии, показала фотографию со дня рождения. На ней был запечатлен молодой человек в более чем современной одежде, а вот на ногах у него были лапти – вид, мягко говоря, эпатажный. Лапти он купил на блошином рынке и, чтобы сделать более носкими, заказал к ним подошвы - и в таком вот виде щеголяет себе по вечеринкам. Финны вообще к традициям относятся трепетно и сохраняют, совершенствуя – если кантеле, то электрическое, если лапти, то прочные.
Сегодня мы поговорим о предметах, давно канувших в небытие, но от того не менее интересных. И это действительно «умные вещи», которые доказывают, что прадеды были прекрасно приспособлены к реалиям жизни в условиях натурального хозяйства. Взять от природы то, что она придумала, и усовершенствовать, приспособив под свои нужды – это у них хорошо получалось. При этом будем помнить, что наши реалии далеки от тех, которыми люди жили еще не так давно. Вот что для вас домашний кот или кошка? Друг, мурлыка, член семьи. Для вашего прапрадеда – мышелов, чье место под лавкой, а еще 15 копеек, которые можно выручить у скорняка за его шкурку.
Цинично? Что поделать, если не так давно из кошачьих шкурок шили воротники и пальто, а сами они скупались наравне с другими мехами. Вот и поговорим… о шкурках.
Есть в экспозиции Национального музея Республики Карелия два предмета, рассматривание которых часто сопровождается репликами «Ужас какой!» или «Брр!». Выдавая их на выставки, хранитель была рада от них избавиться: она любит животных, и подобные экспонаты в хранилище ей не очень приятны.
Итак, первый экспонат, о котором пойдет речь, – это kuikkastupnit, образец некогда традиционной домашней обуви, очень теплой, ноской и удобной. Носили ее в северных карельских деревнях и в Заонежье, где местное население «унаследовало» такую обувь от своих предшественников финно-угров. Особенность этих домашних туфель в том, что они делались из шкурок гагар.
Снятая целиком с птицы и вывернутая наизнанку шкурка превращалась в домашнюю туфлю с подобием помпона на носу. Вид птицы изнутри - не из приятных, согласимся. Но в деревенском доме, где в холодное время года сколько ни топи, а пол всегда будет прохладным, ее достоинства очевидны. Особенно если мы вспомним, что теплые валенки на севере Карелии как обувь не жаловали, относились к ним пренебрежительно.
Со снятой шкурки срезались крылья, ее сушили на колодке в течение лета. Выставленную в музее туфлю сделали из гагары, попавшейся в сети в Калевальском районе в 1980-е годы, и она долго ждала своей пары. Не дождалась – и хорошо, ведь в таком случае обувь бы сносили и она не попала бы в музей. После более чем двадцатилетнего лежания на чердаке туфлю привели в чувство московские реставраторы, и теперь эта забытая обувь представлена публике.
Мы знаем, что в Карелии помимо обуви из цельных птичьих шкурок с крыльями делали и шапки. Если на вашем деревенском чердаке такая завалялась – проносите в музей, будем рады!
Другой предмет в экспозиции, вызывающий сочувствие у посетителей, – это сумка, сделанная из целиком снятой шкурки выдры. У этого предмета ласковое название - «кисá». Она поступила в музей в начале ХХ века из Архангельской губернии.
«Кисой» раньше называли любую сумку, мешок, затягиваемый ремнем, - вспомните слово «кисет». Рассматривая кожаную кисý, можно отчетливо увидеть мордочку и передние лапки животного. Шкура выдры во все времена славилась своей прочностью – из всех известных в наших краях животных она самая крепкая. Именно это ее свойство позволяло изготовлять из шкурок выдр ноские, водонепроницаемые вещи.
Предмет этот для музейщиков полон загадок – есть три версии его применения, ни одна из которых не подтверждена окончательно. Первая версия - что это сумка для «хранения и ношения воды», как указано в музейных документах. Но очевидно, что хранить воду в сумке с широким горлышком невозможно. Вторая версия отсылает к упоминаемой в других документах «кисе для сбора подати», то есть в этой шкурке могли хранить собираемые деньги. Тут можно вспомнить, что «кисой» также называли кошелек, мошну.
И, наконец, третья версия применения – «кисой» у народов Севера называли сапоги, сделанные из шкур морских животных. И действительно, если присмотреться к «кисе», то она вполне могла быть и сапогом – в нее поместилась бы ступня человека, а верхний край сумки имеет «ушки» и кожаную петлю, которой могли крепить сапог к поясу.
Подобные сапоги были очень актуальны для рыбаков в те времена, когда резиновые сапоги еще не покорили мир.
Вот такие «умные», хоть и не самые «добрые» предметы достались нам в наследство от людей, которым приходилось выживать в суровых условиях Севера, приспосабливаясь к ним в течение столетий. Что и говорить, ловкости и смекалки им было не занимать!