28 октября 2018, 10:00

Школе-интернату № 23 г. Петрозаводска сегодня исполнилось 80 лет

Эта школа особенная, в ней учатся дети с серьезными заболеваниями.

...Как только звенит звонок на перемену, царившая до этого момента в школе тишина взрывается детским смехом, криками, хлопаньем дверей, топотом множества ног. Первая мысль – как же так, ведь это не совсем обычная школа, а коррекционная, здесь учатся ребята с серьезными проблемами со здоровьем. И лишь потом, присмотревшись, понимаешь – ну да, кто-то в очках с очень толстыми линзами, кто-то выставляет впереди себя руки, чтобы не наткнуться на кого-нибудь, а по остальным и не скажешь, что у них имеются какие-то заболевания.

Когда-то в этой школе учились только слепые и слабовидящие дети. Сегодня сюда принимают и с другими недугами, например, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой развития, с патологией опорно-двигательного аппарата. Часто детки имеют так называемые сочетанные дефекты. Они обучаются по специальным индивидуальным программам развития (СИПР), то есть программам, разработанным для конкретного школьника и направленным на решение его проблем.

Классы в школе небольшие, в среднем по 6-7 учеников. Самый большой класс — 11 человек.

Бóльшая часть учеников – петрозаводчане, но есть и ребята из районов Карелии. Из 102 сегодняшних школьников 30 – иногородние. Для них обустроены удобные спальни, рассчитанные на 2-4 человек. С каждым годом число иногородних школьников становится меньше, педагоги связывают это с тем, что многие родители предпочитают переехать в Петрозаводск, снять или купить здесь жилье, чтобы быть с ребенком рядом.

Учебный процесс в школе-интернате идет параллельно с лечебной и коррекционной работой. Помимо обычных педагогов, которые преподают общешкольные предметы, есть логопеды, психолог, тифлопедагог, дефектолог, специалист по ориентировке в большом и малом пространстве и другие специалисты.

У нас все педагоги, которые приходят работать в нашу школу, в первый месяц своей работы проходят курсы по изучению системы Брайля, учатся читать, писать по Брайлю, сдают экзамены, – рассказывает Ольга Соколова, заместитель директора по учебной и коррекционной работе. – То есть 100 процентов педагогов владеют этой системой, вне зависимости от того, есть в их классе ребята невидящие или нет.

Сама Ольга Анатольевна, еще будучи студенткой, проходила в этой школе практику. И уже тогда знала, что будет здесь работать.

Отсюда немногие уходят в массовую школу, – говорит она. – Как правило, если педагог проработал у нас год, значит, останется надолго. Хотя нагрузка очень большая, ведь к одному уроку приходится готовиться по 7-8 разным программам.

Пожалуй, дольше всех – 53 года – работает в школе воспитатель Нина Ивановна Кучерова. В ее трудовой книжке – одна-единственная запись о приеме на работу. Начинала библиотекарем еще когда школа располагалась в поселке Ладва Прионежского района. Параллельно училась в вечерней школе, затем окончила пединститут. Когда в 1972 году построили новое здание в Петрозаводске, помогала вместе с другими педагогами и сотрудниками строителям – убирали мусор, мыли, готовили школу к приемке и началу учебного года.

Нина Ивановна Кучерова

Было ли за эти полвека желание перейти в обычную школу?

Нет, никогда. Ни разу, - уверенно отвечает Нина Ивановна. – Когда-то я очень остро почувствовала: родители привозят сюда детей, оставляя их на мое попечение – а ведь я была тогда совсем молодая, но мне доверили детей, доверили! И я должна к ним относиться как мать, а может даже и лучше. Вот и старалась всю заботу, всю любовь отдавать ребятам, чтобы они не плакали без мамы и папы, чтобы им было здесь хорошо, комфортно – как дома.

Много внимания в старших классах отводится предпрофессиональной подготовке. Еще в 1991 году ученики школы получили возможность обучаться основам массажа. Сегодня здесь изучают четыре вида массажа: классический, сегментарный, точечный и спортивный. Всем известно, что слепые люди – самые лучшие массажисты, потому что для них главную роль играют тактильные ощущения.

– У нас заключены договоры с Санкт-Петербургским медицинским техникумом № 2, где обучают медицинскому массажу студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению, наши дети часто заканчивают техникум с отличием. Учатся наши ребята и в Кисловодске, – рассказала Альбина Сарви, методист школы. – А работают во многих лечебно-оздоровительных учреждениях Карелии, больницах и санаториях. Большая благодарность бывшему директору школы Алексею Угрюмову, который ввел обучение массажу в нашей школе в свое время, это просто находка для наших ребят.

Конечно, массажу обучаются не все детки – а только те, чья единственная проблема – очень плохое зрение или полное его отсутствие. Те же, кто имеет задержку в развитии, знакомятся с профессией помощника воспитателя, уборщицы офисного помещения, рабочего по комплексному обслуживанию здания.

Как и в любой школе, здесь у ребят очень активная внеурочная деятельность, работает множество кружков и клубов по увлечениям: танцевальная студия, хор, живопись.

Выставка работ школьников

Часто в гости приходят сотрудники Карельской таможни и приводят – к огромной радости школьников – своих собак. А собаку можно погладить, поиграть с ней, пошептать на ушко свой секрет...

С удовольствием занимаются дети и музыкой – в школе еще в 1980 году был открыт филиал Детской музыкальной школы, дети учатся игре на фортепиано, баяне. Участвуют во всероссийских и международных конкурсах. Например, в прошлом году выпускница школы, полностью слепая девочка, принимала участие в конкурсе Дианы Гурцкой.

А еще для ребят организовывают посещение театров, выставок, бывают и походы, и спортивные состязания…

Работы, выполненные школьниками на уроках труда. Как сказал педагог В.В. Огорелков, "У ребят есть желание творить, есть заинтересованность, увлеченность. Они заняты делом. И это хорошо" 

...Но школьная жизнь когда-то закончится. И вот тут и кроется то главное, о чем больше всего беспокоятся педагоги, воспитатели и руководство школы.

– Здесь, в школе, дети живут насыщенной полноценной активной жизнью. Но потом у многих она резко меняется, – говорит директор Ольга Федорова. – Мы понимаем, что не все наши выпускники смогут учиться дальше и работать. Изначально они ограничены в выборе дальнейшего пути в связи с их заболеваниями, у них сужен круг. Кто-то после окончания школы будет вынужден сидеть дома, в четырех стенах.

Поэтому мы стараемся научить их и тому, чтобы они могли сами себя обслуживать, умели выполнять домашнюю работу, могли что-то делать руками, могли сами организовать свой досуг.

Учитель труда Василий Васильевич Огорелков

Накануне юбилейной даты в школе собрались учителя, воспитатели, выпускники, коллеги, родители, чтобы поделиться воспоминаниями, узнать о достижениях нынешних учеников, сказать добрые слова.

Наша справка

– В 1938 году в поселке Ладва Прионежсого района была открыта школа-интернат для незрячих детей, единственная на Северо-Западе (за исключением Санкт-Петербурга). Первыми учениками стали 12 детей.

– В 1972 г. школа переехала в Петрозаводск, где разместилась в новом здании в Сулажгоре. В те годы в школе учились 150 человек из Карелии, Мурманской и Архангельской областей, Коми АССР.

– В разные годы школой руководили Илья Черепов (первый директор), Мария Корзина, Нина Голенищева, Анастасия Афанасьева, Алексей Угрюмов, Сергей Зуев, Андрей Сунгуров.

Ирина Лободанова's picture
Автор:

О журналистике не думала и не мечтала, но оказалось, что это очень интересно. Начинала работать на радио, затем в районной газете "Суоярвский вестник". В Петрозаводске - с 2010 года. Считает, что профессия, которая приносит радость, это замечательно,  но если плюсом к этому у женщины все хорошо в семье, вот оно - настоящее счастье.