31 августа 2017, 09:14

Сергей Маковецкий:"Готовятся в баню. В театре нужно отпустить себя"

Артисты театра имени Евгения Вахтангова ответили на вопросы карельских журналистов
Владимир Симонов, Людмила Максакова, Сергей Маковецкий

В Петрозаводск на неделю приехал театр имени Евгения Вахтангова. Зрители уже смогли получить удовольствие от «Дяди Вани» и «Нашего класса». Впереди – «Гроза», «Царь Эдип», «Посвящение Еве», «Крик лангусты». Благодаря поддержке федеральной программы гастролей ведущих театров России «Большие гастроли» карельский зритель сможет увидеть на сценах двух театров – Музыкального и Национального – постановки в том виде, в каком их видят москвичи и гости столицы. Две фуры декораций и артисты первой величины, среди которых Сергей Маковецкий, Людмила Максакова, Василий Лановой, Владимир Вдовиченков, Юлия Рутберг, Виктор Добронравов, Евгения Крегжде, помогут прикоснуться к русскому театру в его лучших проявлениях.

Накануне в фойе Музыкального театра организаторы гастролей, представители театра и, конечно, известные артисты встретились с карельскими журналистами.

– Вчера в вашем городе мы открыли новый театральный сезон. Сбор труппы у нас 6 сентября. Мы откроем новый сезон премьерой, которую выпустил наш художественный руководитель Римас Туминас, –  это «Царь Эдип». Кстати, прежде чем открыть театральный сезон в Москве, «Царя Эдипа» увидите вы 2-3 сентября вот в этих стенах, – открыл пресс-конференцию директор Вахтанговского театра Кирилл Крок.

Юрий Красков (слева), Анна Дубровская и Кирилл Крок

Многие из присутствующих на встрече журналистов уже успели оценить постановку «Дяди Вани» Римаса Туминаса, которая открыла гастроли московского театра, поэтому первые вопросы касались именно этого спектакля. Пьеса решена в минималистичных декорациях, не отсылающих зрителя к конкретной эпохе. При полностью сохраненном тексте Чехова, написанном более века назад, разговоры действующих лиц созвучны современному зрителю. По мнению народного артиста России Сергея Маковецкого, сыгравшего заглавную роль в пьесе Чехова, в спектакле должны жить живые люди, а действие отражать то, что происходит за пределами стен, но такого эффекта можно добиться и без дополнительного эпатажа.

– На мой взгляд, современны и «Дядя Ваня», и «Гроза», и «Царь Эдип». Мы ничего не пытаемся специально осовременить, как это делают некоторые люди. Вообще не меняем авторский текст. Мне кажется, что в этом и прелесть нашего спектакля. Он звучит современно без всяких этих штучек, которые я не люблю. К сожалению, это называется новой формой. Там не на что смотреть, потому что это неталантливо, а мне говорят, что это новая форма театра. Костя Треплев [герой чеховской "Чайки". - Прим. ред.] уже давно начинал искать новую форму, 150 лет назад. Важно, чтобы спектакль попал в души зрителям. Это то, что нужно от театра. Ничего другого от театра не требуется.

После разговора о «Дяде Ване», где тема поисков счастья становится важным лейтмотивом, актеров спросили, есть ли у них собственный рецепт этого желанного многими состояния. Своим счастливым моментом с аудиторией поделился народный артист России Владимир Симонов, исполняющий роль профессора Серебрякова в «Дяде Ване».

– Это очень короткие моменты. Это вспышка, как молния. Нельзя сказать, что с такого-то по такой-то год я был счастлив. Так не бывает. Помню вспышку, когда я увидел фамилию свою в списке принятых в Щукинское училище. Больше той вспышки я не испытывал. Если связывать это с «Дядей Ваней», то как раз этими поисками вспышек герои и заняты. Поисками оправданий собственного существования.

Слева направо: Владимир Вдовиченков, Владимир Симонов, Людмила Максакова, Сергей Маковецкий

 

Тема современного театра и современных драматургов еще раз поднималась во время общения с актерами уже в связи со спектаклем польского автора Тадеуша Слободзянека «Наш класс». Как рассказала режиссер постановки Наталья Ковалева, прежде чем получить разрешение драматурга на постановку, молодые актеры Вахтанговского театра отправили видеозапись прогона спектакля Слободзянеку. Автор одобрил работу вахтанговцев и даже присутствовал на премьере.

– В театр Вахтангова эта пьеса пришла вместе с этими ребятами, которые ее сейчас играют. Я преподаю в театральном институте имени Щукина, и многие из них когда-то были моими студентами, – объяснила появление современной пьесы в репертуаре театра Наталья Ковалева.

Слева направо: Мария Бердинских, Наталья Ковалева, Валентина Федорова

 

Спектакль «Наш класс» посвящен теме взаимоотношений одноклассников в 1930-40-е годы и рассказывает, как меняются взгляды, поведение, устои еврейских и польских девочек и мальчиков в ситуации изменяющегося мира жестокого XX века. «Можно ли сохранить человеческое в нечеловеческих условиях?» – задали вопрос режиссеру спектакля.

– Этот вопрос меня волновал, поэтому я и обратилась к этой пьесе. Почти каждый из героев пьесы ищет оправдание: а что я буду делать? Я точно знаю, когда я лично себе задаю такой вопрос, значит, я сделала что-то не то, что-то неверное. Мне кажется, театр не должен отвечать на вопрос, он должен их больше задавать. Если случается задавать вопросы так, что зрители выносят их вместе с тобой, значит, театр чем-то полезен в этой жизни,

– отметила Наталья Ковалева.

Не сошлись во мнениях партнеры по спектаклю Анна Дубровская и Сергей Маковецкий в вопросе, должен ли зритель готовиться к просмотру театральных постановок: читать первоисточник, смотреть другие спектакли.

– Готовятся в баню. Мне кажется, люди, которые идут в театр, должны просто прийти в зал, сесть и отпустить себя. А если вам не нравится, то уйдите в антракте, – ответил Маковецкий.

– Я считаю, что это здорово, когда человек воспринимает театр не только как развлечение, но еще и как культурный опыт. Я знаю таких людей, которые, перед тем как пойти на произведение, прочитывают его. Эти люди грамотные, обычно с особым пиететом относятся к театру. Перед теми зрителями, кто готовится перед спектаклем, я снимаю шляпу, – сказала Анна Дубровская.

Анна Дубровская и Сергей Маковецкий в спектакле "Дядя Ваня"

 

В программе «Большие гастроли» принимают участие три десятка театров. Этой осенью ведущие труппы России побывают в 85 городах и выйдут на сцены более 500 раз. Цель такого масштабного проекта не только дать возможность провинциальному зрителю увидеть лучшие театральные постановки страны, но и расширить количество любителей театрального искусства в целом. Можно ли решить эту задачу с помощью «звездной» афиши? Заинтересует ли зрителя, пришедшего посмотреть на популярного артиста, затем другие постановки уже местных театров без участия ведущих российских актеров? Организаторы «Больших гастролей» уверены, что да. Как нам рассказал заместитель гендиректора федерального центра поддержки гастрольной деятельности Владимир Черкасов, в Хабаровске после показа столичных спектаклей число театралов в областных театрах выросло на 10-12%. Менее точные в подсчетах люди искусства объяснили, что дело не в известных именах, а в качестве работы.

– Вчера параллельно со спектаклем «Дядя Ваня» шел «Наш класс», где нет ни одной звезды. Зал был полон. Это говорит о том, что люди, не зная никого, не зная даже материала, пришли, – рассказала режиссер спектакля «Наш класс». – Сегодня мы гуляли с ребятами по набережной, к нам подошла женщина и сказала: «Спасибо! Я вчера была на спектакле – я очень взволнована». Значит, не только звезды, не только известные режиссеры! Актерская отдача, она идет в зал, зал ее принимает, зал сочувствует.

Сцена из спектакля "Наш класс"

 

Гастроли театра имени Вахтангова в Петрозаводске продолжатся до 3 сентября. 

Ася Кошелева's picture
Автор:

Выпускница филологического факультета ПетрГУ. Любит писать о людях в культуре и культуре в людях. Мечтает дочитать все начатые книги (а их постоянно скапливается до десятка штук одновременно), побывать в Риме, научиться не принимать все близко к сердцу и создать что-нибудь стоящее в профессиональном плане. Не любит бестактных людей.