10 июля 2019, 13:55

Ржавчина наступает: бывшая гордость карельской экономики разрушается

Медвежьегорская ремонтно-эксплуатационная база флота оказалась под угрозой полной ликвидации.
Автор:  Редакция

Медвежьегорская ремонтно-эксплуатационная база флота в Пиндушах, где строили и ремонтировали суда, могла бы стать одним из «ста символов Карелии», однако в год своего 85-летия оказалась под угрозой полной ликвидации…

На этом крупнейшем в Медвежьегорском районе предприятии до 1995 года трудилось около 900 человек, а всего с учётом всех подразделений – комбинат коммунальных предприятий, детский сад, стройучасток, плавсостав – порядка 2200 человек. Теперь ООО «МРЭБ» – правопреемник некогда мощного предприятия Медвежьегорская РЭБ флота - дышит на ладан и при серьезном имеющемся потенциале может вообще быть пущено на металлолом.

На днях мне позвонил капитан пассажирского судна «Меридиан» Виктор Ианович Сыроежко. Судно стоит у причала в Пиндушах на территории общества с ограниченной ответственностью «МРЭБ». На бывшей РЭБ флота, некогда градообразующего предприятия посёлка водников Пиндуши, сохранилась вся необходимая база для осуществления деятельности предприятия по строительству и ремонту судов. Однако, по словам звонившего, собственник, выкупивший в 2012 году Медвежьегорскую РЭБ и он же учредитель ООО «МРЭБ», принял решение продать предприятие. С 1 сентября он прекращает деятельность: работники, принятые по договорам, уже уволены, остальные сотрудники предупреждены об увольнении с 1 сентября.

Поблагодарив звонившего за информацию, принимаю решение посетить предприятие. Между тем, подумалось, ремонтная база флота – это ещё и стратегический объект, рядом Беломорско-Балтийский канал: случись что, ремонтная база рядом. Может быть, и поэтому замсекретаря Совета безопасности РФ, куратор программы к 100-летию Карелии Рашид Нургалиев после посещения предприятия зимой 2013-2014 года поставил задачу перед министром экономического развития Карелии Чмилем изучить мощности «МРЭБ» для дальнейшего решения вопроса о размещении заказов. Вопрос курировал генеральный директор ОАО «Онежский судостроительно-судоремонтный завод» Владимир Майзус. Информация по заводу была подготовлена и после согласования с Майзусом направлена в Минэкономразвития Карелии.

Следующей попыткой решить проблему сохранения и развития предприятия стало рассмотрение вопроса о создании на территории «МРЭБ» современного технопарка. Участниками обсуждения проекта, представленного 12 декабря 2017 года главой администрации Пиндушского поселения Александром Зарей, стали представители крупные российских предприятий – ООО «Прогресс», АО «Балтийское горное управление», ООО «Горизонт», ООО «Корунд». С перспективой развития предприятия, безусловно, знаком и глава Республики Карелия Артур Парфенчиков. В дальнейшем, в августе 2018 года, вопрос должен был решаться в Москве в представительстве Карелии.

Но если собственник окончательно решил продать ООО «МРЭБ», стало быть, разговоры про заказы и технопарк – не более чем пустая болтовня?

Ответ на возникшие вопросы предстояло получить при посещении территории бывшей РЭБ флота, история которой неразрывно связана с Беломорско-Балтийским каналом. И для начала я заглянула в Интернет.

Так создавалась верфь

Пиндушская судоверфь, как сообщила мне по запросу Всемирная сеть, была организована в 1934 году, предприятие изначально занималось строительством и ремонтом судов для нужд Беломорканала. С образованием в 1940 году Беломорско-Онежского пароходства судоверфь вошла в его систему. В довоенные годы здесь строились деревянные суда для Мурманского рыбного флота, моторно-парусные и мотоботы для арктического плавания, морские лихтеры для перевозки апатитовой руды, а также пассажирские суда.

После войны предприятие пришлось восстанавливать, были построены электростанция мощностью 1000 КВт, лесопильный цех, заново отстроен кузнечно-механический цех, стапели и другие объекты. Уже в 1946 году обновленная верфь приступила к постройке барж грузоподъемностью 350 тонн и морских деревянных лихтеров грузоподъемностью 1250 тонн.

В марте 1957 года Пиндушская верфь была переименована в Пиндушский судоремонтный-судостроительный завод (Пиндушский ССРЗ) Беломорско-Онежского пароходства. Трудно в это поверить, но завод освоил металлическое судостроение, строительство металлических барж грузоподъемностью 300 тонн, а также домостроение.

В 1962 году Пиндушский судоремонтно-судостроительный завод был реорганизован в ремонтно-эксплуатационную базу флота, а в апреле 1973-го предприятие еще раз реорганизовали в Медвежьегорский судоремонтно-судостроительный завод. В эти годы предприятие осуществляло техническое и хозяйственное обслуживание судов типа «Волго-Балт», «Балтийский», буксиров типа «Шлюзовой», лихтеров, его специалисты занимались модернизацией сухогруза для перевозки автомобилей за рубеж. В семидесятые годы началось производство барж-площадок грузоподъемностью 600 тонн, налажен серийный выпуск металлических контейнеров грузоподъемностью 5 тонн до 3800 штук в год. В 1981 году Медвежьегорский судоремонтно-судостроительный завод был переименован в Медвежьегорскую ремонтно-эксплуатационную базу флота (МРЭБ).

Совместно с Петрозаводской РЭБ Медвежьегорская РЭБ обслуживали весь флот Беломоро-Онежского пароходства (БОП). К концу 1982 года на техническом обслуживании состояло 70 единиц несамоходного флота, 55 единиц судов типа «Волго-Балт», 24 «Волго-Дона» плюс пассажирские суда с флагманом «Михаилом Ломоносовым», пока вся эта флотилия не уплыла в частные руки, в том числе  за рубеж.

Перестройка-перекройка…

Годы перестройки не обошли стороной и Медвежьегорскую РЭБ: суда, которые были приписаны к ремонтной базе, были приватизированы, предприятие осталось без заказов, перебивалось случайными, далекими от судоремонта и судостроения, работами. Потом и они сошли на нет. В 2000-е предприятие, сначала как ООО «Медвежьегорская судостроительная база» (структурное подразделение Онежского судостроительного завода), а затем ООО «Медвежьегорский судоремонтный завод», находилось в кризисе, несколько лет не осуществляя свою деятельность.

В мае 2012 года базу выкупила «Торгово-промышленная нерудная компания», зарегистрирована в сентябре 2011 года, ее учредители: компания «Даисоника Лимитед», зарегистрированная на Кипре, и некто Равикович Д.В. из Гатчины. Новый собственник планировал организовать пункт перевалки сырья, но затем все же было решено возродить в Пиндушах судоремонт. Жизнь, казалось бы, здесь снова закипела. За два года на РЭБ были отремонтированы подъездные и подкрановые пути, сами краны, восстановлен станочный парк в механическом и судокорпусном цехах, отремонтированы косяковые и стапельные тележки. Слип предприятия позволяет поднимать суда массой до 2200 тонн и длиной до 116 метров, обслуживая одновременно до 9 судов подобных габаритов. На предприятии тогда работали 80 человек. В 2017 году было образовано Общество с ограниченной ответственностью «Медвежьегорская ремонтно-эксплуатационная база» (ООО «МРЭБ»), учредителем значится ТПНК - «Торгово-промышленная нерудная компания», а управляющей организацией является ООО «УК «КАПИТАЛ ИНВЕСТ» (учредителем остался Равикович).

Ильич подвёл корабелов?

В Пиндуши мы отправились вместе с депутатом ликвидированного Медвежьегорского городского совета Анатолием Зверевым, который когда-то руководил службой охраны РЭБ флота. Мне тоже приходилось работать в лесоцехе РЭБ на каникулах, пока училась в Петрозаводске. На заводе трудились мои родители, братья, племянники. Завод являлся кормильцем для большинства жителей посёлка водников, на предприятии работали целые династии, молодёжь училась в Пиндушском ГПТУ, потом одни работали в цехах, другие пополняли плавсостав.

После ликвидации РЭБ на его территории я не бывала. Сразу за проходной сияет белизной бюст вождя пролетариата  В.И. Ленина. Памятник каждый год красят – на предприятии считают, что вождь приносит удачу. Правда, в этом году, по словам сотрудников, подвел их Владимир Ильич – удача ушла в свободное плавание.

Увиденное за порогом проходной просто ошарашило. Цеха, башенные краны, причал, слип – всё готово к работе и всё обездвижено. Огромные краны замерли, словно заколдованные великаны, в цехах оглушительная тишина. Сама территория заросла мелколесьем. На фоне «заклинаний» с экрана карельского ТВ и со страниц местных СМИ о том, что республика стабильно развивается вглубь и вширь, а движитель прогресса – калитки, иван-чай, рыбники, морошка – территория некогда мощного предприятия, его пустующие огромные цеха вызывают оторопь и заставляют усомниться в официальной риторике.

Ощущение апокалипсиса. Не факт, что кто-то купит медленно ржавеющую «махину забот», это же не калитки-рыбники – съел и доволен. Эти станки и верфь ждут других людей, другой ответственности – за дело, за трудовой коллектив и семьи работников, за свою многострадальную республику, а не за бабло. Но после 1 сентября 2019 года, скорее всего, собственник просто распилит это оборудование на металлолом и Москва тут уже не поможет. По уму, сохранение и развитие Медвежьегорской РЭБ – обязанность и ответственность государства, но у чиновников, принимающих решения от его имени, нынче какие-то другие приоритеты. Тогда как собственник в любом случае будет деньги считать и выгоду искать, а уж подом думать о благе страны.

В заключение хочу привести слова, хотя, нет – крик души – капитана стоящего у причала судна «Меридиан» Виктора Сыроежко:

На предприятии сохранились цеха, оборудование, слип, есть ещё и кадры – можно организовать ремонт судов, изготовление составляющих судопроизводства. Цеха можно загрузить, переориентировав сюда часть заказов с Вознесенской РЭБ и Петербургской РЭБ, там суда подолгу ожидают очереди на ремонт, а двое суток на их перегон в Пиндуши – это не такие большие расходы. В последние годы Россией активно осваивается Арктика, часть заказов на изготовление составляющих судопроизводства тоже можно было бы разместить на Медвежьегорской РЭБ. Надо обращаться за помощью в Москву к секретарю Совета безопасности РФ Николаю Патрушеву, он здесь бывал, ситуацию знает. А на республиканскую власть надежды мало, ничего местные чиновники не решат. Предприятие надо сохранить, это не только рабочие места, Медвежьегорская РЭБ - это, считаю, ещё и стратегический объект».

...Работники Медвежьегорской РЭБ, с кем удалось пообщаться, также считают, что предприятие должно жить, что для этого есть все условия и потенциал, но опасаются, что вряд ли найдется новый покупатель. Выход видится в выкупе РЭБ государством, в сохранении и развитии стратегического предприятия, если цели на укрепление экономики России – не пустые слова. Ошибки прошлого надо честно признать и сделать всё, чтобы история Медвежьегорской РЭБ не прервалась в год 85-летия предприятия.

Валентина Евсеева,
гражданский активист, город Медвежьегорск
Фото Анатолия Зверева