21 декабря 2017, 07:00

Пьющим – пить, непьющим – платить

За чей счет пойдет «антиалкогольная кампания» карельских властей?

Законодательное Собрание Карелии приняло закон, которым вносятся изменения в региональное регулирование оборота алкогольной продукции. Изменения, собственно, сводятся к одному: сокращению времени торговли алкоголем в магазинах. Если сегодня алкоголь разрешено продавать с 8 до 23 часов, то новый закон ввел более узкие рамки: с 10 до 22 часов. Таким образом, время суток, в которое будет разрешено официально торговать алкогольной продукцией, будет сокращено на 3 часа.

Закон был принят без серьезных возражений и обсуждения. Ведь это – законодательная инициатива Главы Карелии Парфенчикова. А парламентское большинство безоговорочно поддерживает все без исключения инициативы Главы.

НИЗЯ!

Я уже не знаю, что такое должно произойти, чтобы наша власть осознала полную бессмысленность борьбы с пьянством и алкоголизмом запретительными мерами. Эту бессмысленность наглядно подтверждает и весь мировой опыт, и наш собственный. Тем не менее, власть с завидным упорством нажимает на эту неработающую кнопку. Почему?

Во-первых, запрет – это самое доступное чиновнику действие. Запретить – легко. Для этого ничего не надо: ни изучения ситуации, ни создания условий, ни поиска средств, ни привлечения инвестиций, ни создания общественного мнения, ни оценки последствий… Ничего! Одно только шевеление начальственного пальца – и запрет готов! Низя!

Во-вторых, власть, которая не в состоянии управлять ни реальной экономикой, ни реальными финансами, ни реальными общественными отношениями, все-таки хочет думать, что ей хоть что-то подвластно. Запрет создает у власти иллюзию, что она что-то может.

В-третьих, у населения запрет создает иллюзию, что власть что-то делает.

Все эти обстоятельства делают запретительную деятельность приятной и необременительной. Давайте посмотрим, к чему реально ведет эта деятельность господина Парфенчикова и «друзей народа» в карельском парламенте.

НА ТРОИХ

Наверное, наши руководители и депутаты свято верят: коль они, слуги народа, когда хотят выпить, идут в магазин и покупают разные напитки по вкусу, то точно так же поступает и народ, которому они служат. Больно вас разочаровывать, господа, но это не так. Когда ваш народ соображает на троих, то последнее, что приходит ему в голову, это идти в магазин.

Я живу в петрозаводском микрорайоне, который крепок старыми алкогольными традициями. Это нижняя Зарека, ареал обитания бывших работников бывшего БОПа. С тех пор как пароходство распилили и рассовали по карманам, здесь очень много «самозанятого» населения. То есть населения, занятого исключительно вопросами поиска и употребления алкоголя. И поскольку живу я тут давно, то познакомился и при встрече общаюсь со многими местными профессиональными пьяницами.

Это общение обоюдополезно. Они от меня получают сигареты и иногда мелочь на выпивку. А я от них узнаю народную жизнь. То есть мы с ними – практически как крестьяне и поэт Некрасов.

Например, я узнал, как выпить на тридцать рублей. Ответ прост: «Боярышник». Вы думаете, что у нас запрещено продавать «Боярышник»? Дураки в российском правительстве тоже так думают. (Они ведь еще до сих пор уверены, что раз они запретили 100-ваттные лампочки, то этих лампочек и не существует.) Раньше народ шел за «Боярышником» в ближайшую аптеку. А теперь мимо аптеки сворачивает во двор – и там из какого-то окошка в первом этаже покупает свой флакончик. Правительство довольно, и народ доволен: из окошка «Боярышник» стал даже дешевле, чем был в аптеке. Видно, у аптекарей совести меньше, а накрутка – больше, чем у частника.

Недавно я наблюдал, как во дворе жилого дома разгружалась большая машина с «Боярышником». Видимо, уже к новогоднему всплеску спроса готовятся. Разгружали коробки, конечно, местные любители «Боярышника». И расплачивались с ними за работу, собственно, тем самым, что они разгружали. Увидев такое, Карл Маркс сбрил бы бороду. Здесь труд обращается в потребление, минуя фазы товара и денег.

Однако, при всей популярности «Боярышника», это все-таки на любителя, поскольку требует особой просветленности сознания. Люди с менее сложными духовными запросами предпочитают традиционные напитки. Преимущественно – водку. У нас на районе не каждый знает, от чего умер Пушкин, но любой младенец знает, где купить паленую водку. Впрочем… «Почему паленую? – обижаются мужики. – Нормальная водка, только без акцизных марок и в два раза дешевле, чем в магазине…»

А самый ходовой товар – это даже не водка в бутылках, а водка и другие напитки, разливаемые в свою тару из пластиковых канистр. Эти канистры – просто праздник какой-то! В них петрозаводчанам и гостям города предлагается широкий ассортимент напитков – это и «водка», и «коньяк», и «виски», и даже «ром». Придешь со стаканом – нальют стакан. Придешь с бидончиком – нальют бидончик. 200 рублей литр, плюс-минус мелочь, в зависимости от аппетитов торговца. Круглосуточно и без ограничений по времени. От набережной Гюллинга до улицы Чернышевского я знаю восемь таких «точек». Но то я. Профессионалы знают больше.

Сознаюсь, один раз мне довелось даже попробовать «коньяк» из канистры. Что сказать… Это ни разу не коньяк, конечно, но пить можно – в смысле, что не отравишься. Практически не хуже, чем «коньяк», который по цене от 300 до 400 рублей продается в каждом магазине – тот же фальсификат, только с акцизной маркой.

Много езжу по Карелии. И в сельской местности – картина ровно та же. С той разницей, что там еще меньший процент граждан ходит за выпивкой в магазин. Да и магазины-то не в каждой деревне есть. Зато пластиковые канистры в ходу повсеместно. Тут разливают, там пьют – всем весело. Народ спивается отнюдь не магазинной водкой. В деревне этого просто не скрыть. Все знают, кто возит, кто продает, кто крышует. Знают местные власти. Знает полиция. Знает «общественность». Если бы у кого-то было серьезное желание все это «побороть» – так все на виду. Борись! Икореняй!

Эй, борцы из правительства и ЗС Карелии! Вы чего вот с этим-то не боретесь? Вам легальную торговлю легче прижучить, чем всю эту мафию?.. Легальная торговля стонет от вашего решения. Вы снижаете рентабельность как раз того бизнеса, который торгует безопасным алкоголем, платит все налоги, создает рабочие места, обеспечивает сельскую местность продуктами питания и товарами.

Вы думаете, что вот вы сократили время официальной торговли – и в эти часы народ перестанет пить? Или, может, вы думаете, что народ пойдет пить в ресторан? Если вы действительно так думаете, то надо ставить вопрос о вашей дееспособности. В реальной жизни еще больше покупателей пойдет мимо закрытых магазинов к окошкам с «Боярышником» и к пластиковым канистрам. Так в чьих интересах вы работаете, хочется спросить?

Вся алкогольная мафия Карелии стоя аплодирует вашему решению! Потому что если сейчас она извлекает сверх-сверхприбыли, то завтра, благодаря вам, станет получать сверх-сверх-сверхприбыли. А 1 июня и 1 сентября – в дни, когда вы полностью запретили торговать спиртным в легальных магазинах, будут делаться целые состояния. Эти дни водочная мафия будет праздновать как свои профессиональные праздники.

 

ИСТОЧНИК НАСЛАЖДЕНИЯ

Источники дешевого контрафактного алкоголя буквально бьют вокруг нас. Человеку, никогда не имевшему с этим дела, просто невдомек, как этого вокруг много, и насколько это доступно. Это не источники – это фонтаны! Водкопады!

Выяснить, откуда берутся в таком количестве все эти бутылки и пластиковые канистры, не составляет никакого труда. Я сделал два движения пальцем за 30 секунд – и в окне поисковика выскочил огромный перечень интернет-ресурсов, предлагающих алкоголь оптом и в розницу. Глаза разбегаются. Из любопытства стал тыкать в некоторые ссылки. Стали открываться страницы с адресами, контактами и настойчивыми приглашениями обращаться.

Моя "бутлегерская" почта всего за один день.
В каждом письме - несколько прайсов на водку 
и сигареты.

Ради журналистского эксперимента написал письма по нескольким адресам: мол, что почем, какие условия и так далее. Результат превзошел все ожидания. К вечеру моя электронная почта ломилась от самых заманчивых предложений. За пару дней я получил десятки писем – в каждом по несколько прайс-листов на алкоголь и сигареты.

Водку предлагают по 100-110 рублей за бутылку, сигареты – от 25 рублей за пачку. Бери не хочу. При этом любопытно, что в предложениях поставщиков самые разные марки водки идут по одной стандартной цене. Видимо, независимо от того, что написано на этикетке, разливается вся водка из одной бочки.

С некоторыми поставщиками я вступил в переписку. Оказалось, что цены, указанные в прайс-листах, это тот уровень, с которого они начинают торговаться. С первых же слов они предлагают: «Если будете брать, сделаем скидочку 20 процентов…» А по факту «скидочку» сделают и больше. Предлагают также доставить жидкий товар и сигареты, как говорится, до подъезда.

– Водка-то нормальная? – пишу я.

– Нормальная… Никто не жаловался.

– А документы имеются?

– Есть документы. Нормальные. Для ГИБДД сойдут, если остановят машину.

– Акцизные марки сделаете?

– Надо – сделаем… Через ЕГАИС не пройдет, а так вполне…

– А если без документов?

– А без документов – дешевле! – оживляется мой «друг по переписке».

В результате непродолжительной переписки я сторговал десять коробок бездокументной водки за шесть тысяч рублей, плюс тысяча – доставка. Итого у меня в «сухом остатке» – бутылка водки по 35 рублей.

К вечеру я уже, честно, стал жалеть, что я – не бутлегер. Цифры сами собой стали множиться в голове, и я понял, что если стану покупать бутылку по 35 рублей, а продавать хотя бы за 70, то через три месяца я вставлю себе золотые зубы, а через годик – золотой унитаз.

Золотой туман вокруг меня еще больше сгустился, когда я перешел к предложениям о поставке напитков в канистрах. Полчаса не мог выбраться только из отдела коньяков – тут и вишневый, и кофейный, и рябиновый, и шоколадный… И все такое вкусное! А цены – как вам? 290 рублей за четырехлитровую канистру при условии, что купишь не меньше четырех канистр. 36 рублей пол-литра. И я стал понимать, что через годик я мог бы ездить за этим коньяком уже на «бентли».

Ну и напоследок давайте мельком заглянем в отдел элитных напитков. У-у-у… Виски лучших марок. Хочешь – односолодовый, хочешь – двухсолодовый. Хочешь – в фирменной бутылке с гравировкой. Текила. Ром. Все в ассортименте. А цены… Главное, здесь никто не пытается изобразить, что все это настоящее. Честно говорят: подделка. Не нравится – не заказывай. Будешь заказывать – сделаем скидочку… В золотой пыли перед моими глазами уже стал маячить скромный домишко, этажа в три, с мраморной балюстрадой и увитой виноградом беседкой на берегу моря в Крыму.

Но давайте проснемся и еще раз спросим наших мудрых депутатов с губернатором, которые ограничили в Карелии время легальной торговли алкоголем.

Ау, борцы! Вы чего вот с этим-то не боретесь? Не видите? Не знаете? Не хотите знать?.. А-а, тут бороться опасно: могут в два счета самих побороть! Тут все схвачено, и всем кому надо заплачено. Тут такие деньги крутятся, и такие силы задействованы, что могут и депутата из кресла выковырнуть, и губернатора, как пылинку с рукава, стряхнуть…

 

КТО БУДЕТ ПЛАТИТЬ ЗА БАНКЕТ?

Подобьем, как говорится, бабки.

Скорее всего, сугубо пьющие граждане даже не заметят, что время работы винных отделов сократилось. На них это никак не отразится.

Для алкогольной мафии это – очевидный профит. О большем она не могла бы и просить. И, следовательно, этот нелегальный бизнес будет развиваться и расти.

Для легальной торговли – от крупной торговой сети до сельского магазинчика – сокращение времени торговли алкоголем будет означать падение доходов. А терять свои доходы наша торговля не любит. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, за счет чего она восполнит выпадающие доходы. За счет повышения цен на другие товары и продукты. Тут накинут рублик, там три, там десяточку.

В итоге заплатим за законотворческий порыв наших руководителей и депутатов мы, их верные избиратели. В том числе и те, кто вообще не пьет. 

Максим Тихонов's picture
Автор:

Журналист, блогер, редактор. Более 30 лет в профессии. За это время убедился многократно: у человека есть только один способ защитить себя от лжи и манипуляций — осведомленность. Своих читателей я пытаюсь заставить думать, анализировать, сопоставлять. Хотя, увы, все реже встречаю людей, которые, вообще, хоть что-то читают...