02 августа 2018, 07:00

«Сладко» было на бумаге. Как с кредиткой не остаться без штанов

На какие уловки идут банки, предлагая кредитные карты со «сладкими» условиями.

- Да, вот это я попал! Чтобы еще раз в жизни оформил кредитную карту… Больше меня так не проведут, на всю жизнь научили, - Николай Николаевич еще в июле полностью расплатился по кредитной карте, но до сих пор не покидает ощущение, что его надули. 

Своей историей, подкрепленной документами, он решил поделится, чтобы другие люди не попали в тонко расставленные банковские сети.

Шутка ли, за кредит в 5 тысяч рублей за четыре с хвостиком месяца пользования деньгами ему пришлось заплатить банку 4,5 тысячи рублей. Это равносильно тому, как если бы вы взяли кредит под 220% годовых!

Между тем, в договоре кредитования процент за пользование деньгами был обозначен на уровне 17,243% годовых, а беспроцентный срок кредитования составлял 60 месяцев, или 5 лет. Казалось бы, фантастически выгодное предложение! Николай Николаевич тоже так думал. 

Петрозаводский пенсионер решил поменять свой старый автомобиль. Для этого ему не хватало 120 тысяч рублей, которые он решил позаимствовать в банке. В феврале 2018 года Николай Николаевич обратился в петрозаводское отделение ПАО «Восточный экспресс Банк», расположенное на улице Правда. Там ему предложили на всякий случай оформить кредитную карту «Просто_5» с лимитом в 5 тысяч рублей. Дескать, карта есть не просит, пусть на всякий случай будет, пока банк рассматривает заявку на предоставление кредита в 120 тысяч рублей. Тем более, что, действительно, условия выглядели привлекательно. При процентной ставке в 17,243% годовых беспроцентный срок кредитования составлял 5 лет. Николай Николаевич согласился и даже не обратил внимания на то, что вместе с договором кредита подмахнул и договор страхования жизни.  

О том, что у него есть кредитка, Николай Николаевич вспомнил накануне Международного женского дня, решив купить подарки. Сняв деньги, он пошел по магазинам. 
По условиям договора, банк должен был направлять заемщику SMS-сообщение о размере минимального обязательного платежа. В апреле Николай Николаевич перечислил тысячу рублей. Ему пришла SMS-ка, сообщающая, что осуществлено погашение кредита на 100 рублей. Мужчина не понял юмора, почему вместо тысячи ему зачислили всего 100 рублей и помчался в банк. Там развели руками и посоветовали звонить на «Горячую линию».  

- Я попытался дозвонится, но это какое-то издевательство. Играет музыка, потом просят нажать на какую-нибудь кнопку, потом опять играет музыка, опять просят выбрать кнопку и так до бесконечности. Дозвониться я так и не смог, и махнул рукой, - вспомнил заемщик.

В мае он перечислил 800 рублей. Эффект был такой же: из банка пришло сообщение, что в счет погашения кредита зачислено 100 рублей. По словам Николая Николаевича, он вновь попытался разобраться с чудесами кредитования, и его вновь отослали на «Горячую линию». Когда и в июне после перевода банку 1,5 тысячи рублей ему вновь зачислили всего 100 рублей, мужчина не на шутку встревожился. В июле он пошел в банк с твердым намерением полностью рассчитаться с кредитом. Каково же было его удивление, когда после перечисления 2 тысяч рублей ему сообщили, что он еще должен около 5 тысяч рублей. Но дальше играть с банком в подобные игры Николай Николаевич не рискнул и заплатил требуемую сумму. 

- Когда я закрывал кредитную карту, сотрудница банка недовольно ткнула пальцем в один из пунктов договора, где было указано, что за обслуживание карты банк берет с клиента 30 рублей в день, но только при наличии задолженности. Договор очень хитро составлен. Человеку сложно понять, о какой задолженности идет речь. Думаешь, что если ты вовремя вносишь обязательный платеж, то у тебя нет задолженности. А получается, что если ты снял с карты хотя бы 5 рублей, то с этого момента ты повесил на себя ярмо, и банк будет списывать по 30 рублей в день только за то, что ты воспользовался кредитной картой,

- сказал Николай Николаевич. 

Когда он понял реальную цену, которую придется заплатить за кредит, мужчина не смог сдержать своих эмоций. После его возмущенной тирады, выяснилось, что он все же слегка переплатил. В отделении банка ему вернули 626,66 рубля. 

Выписка с лицевого счета, которую потребовал клиент, все поставила на свои места, открыв для Николая Николаевича истинный «пейзаж» его кредитной истории. За пользование кредитной картой в течение трех с небольшим месяцев банк начислил почти 4 тысяч рублей, 89 рублей в месяц взяли за SMS-информирование, и около 50 рублей в месяц обошлась страховка.

В результате, взяв кредит в 5 тысяч рублей, через четыре с небольшим месяца Николай Николаевич отдал банку 9,5 тысячи рублей. Если бы он одумался позже и решил погасить кредит через год, то ему в общей сложности пришлось бы вернуть примерно 16 тысяч рублей. 

Как обезопасить себя от подобных кредитных историй? Конечно, самое простое вообще не брать у банка в долг. Но что делать, если деньги все же позарез нужны? Ведь порой даже внимательное изучение договора не может застраховать от попадания в неприятную ситуацию. Руководитель консультационного центра по вопросам защиты прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» Алена Шеремет подтвердила, что граждане нередко обращаются по вопросам, связанным с финансовыми услугами, так как часто не понимают разницы между обычным кредитом и кредитной картой или не знают, чем отличается дебетовая карта от кредитной. 

Когда гражданин оформляет кредитную карту, он должен помнить, что берет деньги в долг у банка. Банки устанавливают льготный период погашения кредита, то есть это тот срок, в течение которого заемные средства можно использовать бесплатно, то есть, не платя банку проценты. Обычно он составляет от 50 до 200 дней. За пределами льготного периода банк начинает брать проценты за пользования кредитом, и они могут быть значительными – 25-30% годовых.   

- У каждой карты свои условия, свои особенности, в которые нужно вчитываться. К ним часто привязаны дополнительные услуги, например, платное SMS-информирование, страхование, плата за снятие с карты наличных. Причем важно, с банкомата какого банка вы снимаете деньги. Если с банкомата стороннего банка, то наверняка с вас возьмут дополнительную комиссию. Обычно договоры кредитования объемные, и люди, подписывая документы, внимательно их не изучают.

Нужно понимать, что кредитная карта – этот тот же самый кредит. Только в отличие от обычного кредита, к которому прилагается в обязательном порядке график платежей, и вы точно знаете, какого числа и сколько нужно заплатить, в ситуации с кредитной картой за этим нужно следить самостоятельно. Банк, конечно, будет сообщать о минимальном обязательном платеже. Но он обычно покрывает дополнительные услуги и проценты по кредиту, особенно не влияя на снижение основного долга.

Конечно, кредитная карта удобна, но только для финансово подкованных граждан, которые способны оценить имеющиеся риски. В противном случае легко можно оказаться в ситуации, когда из месяца в месяц исправно платишь по кредиту, а сумма долга не уменьшается, - сказала Алена Шеремет. 

Кстати, при выдаче карт банки часто навязывают страхование, SMS-информирование и другие платные услуги. Руководитель центра напомнила, что, по закону, клиент вправе отказаться от дополнительных услуг.            

Согласно официальным данным, на конец 2017 года в России действовало более 267 миллионов банковских карт, из которых 12% являются кредитными. Кредитными картами пользуется около 21% врослого населения страны.                     

Антонина Кябелева's picture
Автор:

В прошлом веке защитила кандидатскую диссертацию по философии. Правда, не может философски смотреть на вранье, продажность и  «распил» денежных средств. Эмоциональна, слишком часто говорит то, что думает. Очень любит путешествовать, особенно за границу. После поездок добреет и не столь остро реагирует на язвы общества. Но очень недолго. Мечтает уйти с головой в туризм и обрести душевное равновесие.