08 ноября 2019, 07:05

"И так сойдет": о грустной судьбе военных памятников Петрозаводска

Установленные в последнее десятилетие военные мемориалы быстро приобретают неприглядный вид

Вы заметили, что в XXI веке в России появилась новая тенденция? Слишком многое стали делать по принципу «и так сойдет».

В Петрозаводске можно найти множество примеров подобного отношения к делу. Многие из них на слуху (такие как реконструкция Национальной библиотеки или ремонт тротуаров), другие менее заметны. Разумеется, всегда в таких историях не последнюю роль играет финансовая сторона. И это не обязательно воровство или коррупция, но зачастую просто попытки сэкономить за счет качества. Мне кажется, лучшим подтверждением этому являются военные памятники, установленные в Петрозаводске в последние годы.

Мемориальный комплекс в честь воинов Карельского фронта, партизан и подпольщиков Карелии (Аллея памяти и славы) создавался несколько десятилетий. Работа над памятником началась в середине 1980-х  — тогда на место мемориала (Партизанскую поляну) привезли огромную каменную глыбу, которая стала основой будущего монумента. В начале 2000-х на камне высекли изображение неизвестного солдата, подпольщицы и партизана, установили новую мемориальную доску. Авторами проекта были архитектор Евгений Карманов и художник Георгий Иванов.

К 70-летию Победы, которое отмечали в 2015 году, завершился последний этап строительства комплекса. Появилась аллея из 9 стел, на которых выгравированы имена командующих Карельским фронтом Фролова и Мерецкова, наименования армий, флотилий и формирований войск НКВД. На плитах из габбро-диабаза, установленных вдоль ряда стел на наклонной поверхности, можно прочесть названия воинских частей, а также имена 134 Героев Советского Союза и 15 полных кавалеров ордена Славы, награжденных за подвиги, совершенные на Карельском фронте. Мемориальный комплекс создавался по проекту архитектора Александра Савельева и художника Владимира Лобанова. 

Безусловно, мемориал имеет весьма торжественный и даже несколько помпезный вид. Очевидно, таков был замысел: памятник должен вызывать гордость за подвиг, совершенный нашими предками в годы войны. И тем более безобразно выглядят многочисленные подтеки цементного раствора, вытекшего из-под мемориальных плит. Не заметить их невозможно, как невозможно и испытывать чувство гордости, созерцая эту картину. Стыдно становится и перед павшими героями, и перед гостями нашего города, который мы называем столицей Карелии.

Подтеки раствора, скрепляющего элементы сооружения, появились на мемориале вскоре после его открытия в 2015 году. Несколько лет казалось, что кто-то должен наконец обратить на них внимание и устранить этот недостаток. Но время идет, а подтеки никуда не исчезают.

Еще более плачевный вид имеет памятник пограничникам Карелии на улице Московской. Мемориал, созданный по проекту архитектора Евгения Таева и художника Владимира Лобанова, был открыт в 2010 году на праздник 90-летия Республики Карелия. 

Композиция из гранита на постаменте с полированной поверхностью состоит из трех трапециевидных блоков, которые символизируют пограничный рубеж, и лент, изображающих контрольно-следовую полосу. На блоках выгравированы имена 16 карельских пограничников — Героев Советского Союза и 5 пограничников, в честь которых названы пограничные заставы в Карелии. Рядом располагаются три барельефные доски, на них отражены различные периоды истории пограничной службы.

Девять лет для памятника — не срок, ведь на то он и памятник. Но мемориал пограничникам уже сейчас нуждается в реставрации. На гранитных блоках имеются сколы, облицовочные плиты в некоторых местах смещены, из трещин между элементами памятника пробивается трава. И снова — обильные подтеки цементного раствора, на который «посажены» плиты.

В мэрии Петрозаводска, куда я обратилась с просьбой прокомментировать ситуацию, меня заверили, что управлению благоустройства и экологии известно про проблему с памятником пограничникам. 

— На 2020 год в рамках подготовки к празднованию 100-летия РК запланированы работы по благоустройству бульвара Победы. В числе прочего планируется обследовать техническое состояние памятника (специалисты должны оценить масштабы и стоимость работ), и после получения заключения экспертов будет приниматься решение, — сообщили порталу «Петрозаводск говорит» в пресс-службе мэрии.

Но что же с цементными подтеками на других памятниках? Как выяснилось, такая проблема существует и на монументах, установленных в петрозаводском Парке Мира, где находятся памятники «Черный тюльпан» и «Сынам Карелии, погибшим в Чечне». Рядом с ними, как известно, в последнее время появилось много других сооружений. Среди них памятник Герою России Александру Калинину, созданный скульптором Салаватом Щербаковым и открытый в 2018 году. Здесь на подножии постамента мы видим такие же уродливые подтеки.

Та же картина и на мемориальной плите с именами героев, установленной возле памятника Боевая машина десанта.

Объяснить причину столь массового явления я попросила председателя Союза архитекторов Карелии Евгения Фролова.

— При мокрой облицовке (креплении на цементный раствор) плитами естественного камня либо сразу, либо со временем появляются такие подтеки. Возможно, происходят какие-то химические реакции и растворы начинают выделять вещества, которые просачиваются из стыков.

Раньше облицовку плитами из естественного камня выполняли «всухую». В торцах плит делали отверстия, и потом специальными скрытыми креплениями все это монтировалось, влажные растворы могли не применяться. В последнее время, к сожалению, все упростилось: используют тонкие плиты, раствором  иногда покрывают не всю поверхность, и в результате мы видим такие вещи, а порой и хуже - отваливающиеся плиты, — рассказывает Евгений Фролов.

— То, что касается выступления клеевого состава, тут вопрос больше к строителям, которые выполняют работы. В своё время ЗАО «Карелстроймеханизация» проводило лабораторные исследования, когда на новых домах выступали эти белесые подтеки. Насколько я понял, все дело оказалось в составе цемента.

Учитывая все эти проблемы, облицовку, возможно, надо делать совершенно по-другому — всухую. Это, конечно, дороже. Порой не могут на памятник, для которого сделан проект, найти деньги. А если применять более надежные и качественные технологии крепления, утолщенные плиты облицовки — это еще больше удорожает строительство. Поэтому вся проблема в финансировании и в грамотном проектировании.

Как можно устранить эти подтеки и кто должен этим заниматься?

— Как устранить я не знаю, не изучал этот вопрос, а что касается того, кто должен этим заниматься, то ответ прост. Если заказчиком был город, тогда необходимо закладывать в городской бюджет средства для реставрации этих памятников. Если же инициаторами были определенные ведомства, то, насколько я помню по работе в администрации, отвечают за содержание памятников, мемориальных досок, памятных знаков именно те ведомства, которые ходатайствовали об установке в черте города того или иного знака. Комиссия по охране культурного наследия занималась этими вопросами. Когда кто-то подавал заявку на установку памятной доски, памятного знака, памятника, обязательным условием было строительство и содержание за счет ведомства, которое подает эти заявки.

Через пресс-службу мэрии мне удалось выяснить, что мемориальные комплексы «Аллея памяти и славы» и «Пограничникам Карелии» были установлены по заказу Администрации Петрозаводска, памятники Александру Калинину и монументы в Парке Мира инициировали ветеранские организации. Все объекты обслуживает городской комбинат благоустройства в рамках муниципального контракта.

Заместитель директора комбината благоустройства Елена Раунио рассказала порталу «Петрозаводск говорит», что в обязанности их предприятия входит только очистка памятников от пыли и грязи, а также удаление появляющихся надписей. Что касается цементных подтеков, городская администрация обращала внимание на эту проблему и даже выделяла химическое средство для их ликвидации, однако оно оказалось неэффективным.

Управление благоустройства и экологии Администрации Петрозаводска видит
выход из этой ситуации в термообработке поверхности камня. 

— Это будет сделано при наличии соответствующего финансирования, — сообщают в мэрии.

Как видим, все опять упирается в финансы. Только проблема существует уже несколько лет, и новые памятники (как, например, открытый в прошлом году памятник Александру Калинину) только подтверждают, что пока никто не делает практически никаких попыток ее решить.

Наверняка найдется немало людей, которые скажут: «Ни к чему тратить деньги на памятники, у города много других проблем». И я не могу с ними не согласиться. Действительно, незачем было сооружать такое количество военных мемориалов — городу вполне бы хватило мемориального комплекса с Вечным огнем, Галереи Героев Советского Союза, да, может быть, еще памятника партизанам и подпольщикам в виде глыбы с барельефом, без всех этих помпезных сооружений, которые появились позже. И прекрасные памятники «Черный тюльпан» и «Сынам Карелии, погибшим в Чечне» теперь потерялись среди множества мемориальных и культовых объектов, построенных рядом с ними в последнее время. 

Но раз уж памятники, о которых говорилось выше, все же были возведены, давайте сделаем так, чтобы за них по крайней мере не было стыдно. Тем более что в этом году мы празднуем 75 лет освобождения Карелии, а в следующем отметим юбилейный День Победы и 100-летие Республики Карелия. Чтобы торжественные мероприятия, которые наверняка будут проводиться рядом с военными мемориалами, не отдавали фальшью, может быть, стоит заранее позаботиться об их достойном внешнем виде?

И, возможно, при рассмотрении будущих проектов следует задуматься о том, чтобы обеспечить им достаточное финансирование и на стадии разработки и строительства, и впоследствии — для содержания памятников.

Фотографии сделаны в конце сентября 2019 года

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Виталий Александрович Шеков,
кандидат технических наук, заместитель директора по НИР Института геологии
КарНЦ РАН:

— По данным Института геологии, который много занимался и занимается до сих пор облицовочным камнем, срок службы такого материала (карельского) достигает 100 лет и больше. То есть это срок службы, когда мы не видим внешних изменений в полировке и форме составных частей.

Использованные при изготовлении мемориалов разновидности представлены гранитами Кашина Гора, Дымовское и Другорецким габбро-диабазом («Аллея памяти и славы») и Дымовский гранит (памятник пограничникам). Дымовский гранит добывается на Балтийском месторождении в Выборгском районе и тоже представляет собой достаточно долговечный камень.

Трудно, конечно, по фотографиям делать выводы, особенно в случае, когда не видел памятника собственными глазами. Из предложенных объектов видел только памятник партизанам с окружающим комплексом.

Жизненный цикл облицовочного (декоративного камня) определяют следующие технологические этапы, неправильная реализация которых в дальнейшем может очень сильно повлиять на то, что мы увидим:

Первое. Этап проектирования. Здесь не хотелось бы говорить об архитектурных особенностях. Художник имеет право заложить свое видение в произведение. Но, проектируя материалы и детали сооружения, в которых они будут применяться, нужно помнить о том, что ступени, детали памятников, дорожные покрытия не следует делать из плит. Плита очень непрочная деталь и может ломаться от небольших механических воздействий и деформаций. И примеров тому даже в нашем городе миллион.

Именно поэтому все лестницы и архитектурные комплексы, облицованные плитой, очень быстро теряют свой «товарный» вид. Облицовочная плита предназначена только для облицовки зданий. И именно поэтому те сооружения прошлого, в которых использованы массивные детали, дожили до наших лет.

Второе. Этап строительства. Действительно, российские строители знают только один способ крепления камня – на цементную основу. И это жаль. Потому что сегодня существует большое количество книг о технологиях крепления камня. Но они об этом, по-видимому, не знают. Отсюда эти вечные подтеки. Хотя может быть и другая причина – желание сэкономить. Сначала на стадии проектирования, а потом на стадии строительства. Но в этом случае не нужно использовать камень. Камень – это дорого.

Другая проблема – руки у строителей растут не из тех мест, из которых должны бы. Отсюда смещения плит, как горизонтальные, так и вертикальные, неровные швы, «декоративная» заделка швов, которая через короткое время вываливается. Впрочем, это может быть «косяком» архитектора. При этом любой нормальный архитектор должен знать, что при использовании долговечного камня нельзя  использовать недолговечные детали в этом памятнике.

Третье. Этап эксплуатации. Про этот этап у нас забывают всегда, будь то дороги, дома, сооружения. Построили? Ну и хорошо. А кто будет обслуживать, будет ли финансирование? Об этом мало задумываются. С этим мы сталкиваемся в том числе  и при эксплуатации памятников и мемориалов. Камень покрывается копотью, пылью, грязью, подтеками. А это нужно регулярно убирать.

Задумываясь о проектах, связанных с сооружением мемориальных мест, всегда нужно исходить из экономических соображений. У нас уже сложилась практика: «Вот построим, а там как-нибудь будем поддерживать». Жизнь показывает, что «как-нибудь» не проходит. Такие сооружения, построенные на волне идеологических настроений, очень быстро приходят в упадок.

И нет ничего более грустного, чем такие памятники. Это как обвалившаяся могила с покосившимся крестом и заросшим холмиком на кладбище – вроде и похоронили, но тотчас забыли о человеке. И ничто не наносит более серьезного ущерба человеческому сознанию, чем заброшенный памятник.

Поэтому такие памятники и комплексы должны иметь «хозяев» или ответственных, которые за ними должны смотреть и обслуживать – мэрия ли это, общественная организация или коммерческое предприятие. Это должно быть заложено уже в проектной документации, на стадии обсуждения необходимости такого памятника. И если этого нет, то и судьба памятника будет очень грустной. 

Примерно такой, какова судьба комплекса пограничникам. Не буду ничего говорить об эстетическом наполнении (не специалист), но по исполнению и состоянию  это позорное явление. Ошибки лежат во всех технологических циклах.

Мемориал из замечательного гранита Балтийского месторождения, который может прослужить до 100 лет, а может и больше, надо уже сегодня разбирать. Он в ужасном состоянии. Тонкие плиты, просевшие и выпирающие из комплекса, с некачественной полировкой, на них стоят неправильной формы тумбы с безобразными надписями, которые, похоже, уже начинают сходить. Конечно, это все – ляпы архитектора-проектировщика, его недоработки. 

Трудно комментировать сколы. Кто был их «автором»? Изготовители? Строители? В любом случае памятник с такими дефектами не может быть принят в эксплуатацию.

К сожалению, этот мемориал оставляет ощущение убогости. Если вы строите из камня, то ваше желание казаться богатым не должно сочетаться с желанием экономить (тонкая плита всегда дешевле, чем полированный блок, да и выглядит в таких сооружениях очень дешево). Может, лучше использовать другие материалы – бетон, дерево…? Служить будет даже дольше, чем этот мемориал, «выполненный из камня».

Ну а про обслуживание этого комплекса просто все забыли. Всё это и есть знак неуважения к тем людям, фамилии которых выцарапаны (а должны быть высечены) на этих гранитных тумбах. Их не уважают ни архитектор, ни строители, ни те, кто должен за памятник отвечать.

В этом смысле комплекс «Аллея памяти и славы»  выглядит гораздо лучше. За исключением заделки шва (нужно устранять этот элемент, причем за счет архитектора или строителей, если это их сбой) и подтеков, в целом мемориал смотрится достаточно торжественно. Толстые плиты габбро-диабаза здесь уместны. Но цементная заделка добавляет работы тем, кто должен регулярно мыть и чистить этот камень. (Вот бы организовать эту мойку за счет строителей? Может, тогда они подумали бы о том, как строить правильно?)

Вот такие мысли возникают у меня в голове, когда я вижу мемориальные места в Петрозаводске. Конечно, не все плохо. Но «хорошо» или «отлично» — такого у нас в городе мало. 

Хельга Белянцева's picture
Автор: