01 мая 2019, 09:27

Петрозаводск увидит первый в истории немой мультик с живой озвучкой

Фильм «Приключения принца Ахмеда» снят в 1926 году, а спустя почти век музыканты из разных стран вживую его озвучат.

3 мая в Петрозаводске состоится уникальное событие: покажут первый в истории полнометражный анимационный фильм с живым музыкальным сопровождением. Это “Приключения принца Ахмеда”, снятый в 1926 году. Для его создания режиссер Лотта Райнигер использовала силуэтную технику, которую развивала, сотрудничая с авангардистами.

История заимствована из сказок 1001 ночи: добро борется со злом, а прекрасный и храбрый принц находит любовь. По рейтингу издания IndieWire «100 величайших фильмов всех времен, снятых женщинами», “Приключения принца Ахмеда” находится на 18 месте.

Однако, примечателен не только сам показ. Интернациональный ансамбль озвучит этот фильм в живом исполнении! В этом году на Международном кинофестивале в Тромсё (Норвегию) Эвелина Петрова, современный российский композитор и аккордеонист-виртуоз совместно с музыкантами из России, Норвегии, Индии и Ливана, представляющими направления классической и этнической музыки, создала современное музыкальное сопровождение картины. 

И что уже трижды примечательно: это десятая, юбилейная озвучка немого кино, а появление проекта тесно связано с Петрозаводском! 

Инициатива и идея озвучивания немого кино в содружестве с музыкантами Баренц региона принадлежит Международному кинофестивалю в Тромсё (TIFF) – самому крупному кинофестивалю за Полярным кругом. В начале двухтысячных завязались тесные контакты между петрозаводскими мастерами, исполняющими электронную музыку и норвежскими. 

- В процессе общения выяснилось, что норвежские музыканты, по просьбе фестиваля TIFF, ищут контакты для осуществления международного проекта. Кандидат определился достаточно быстро, это был наш товарищ, Сергей Суокас, продюсер электронной музыки из Петрозаводска, - рассказывает петрозаводчанин, музыкант Виктор Шубин, стоявший у истоков проекта, который и сам принимал участие в озвучке фильма "Конец Санкт-Петербурга", в следующем, 2010 году.  - Первый проект оказался успешным и заинтересовал публику. В дальнейшем тенденция сотрудничать именно с петрозаводскими музыкантами продолжилась.

Первый фильм, озвученный Сергеем Суокасом назывался "Мать" (2009).

За десять лет помимо Сергея и Виктора, в проекте приняли участие многие музыканты, в числе которых  Иван Афанасьев, фильм "Метрополис" (2011), Арто Ринне, Дмитрий Дёмин, фильм "Мистер Вест" (2012), Андрей Июдин, Евгения Устинова, фильм "Гвоздь в сапоге" (2013) и другие. 

«Приключения принца Ахмеда» пройдет в кинотеатре “Калевала” 3 мая в 19:00. Озвучат его Эвелина Петрова (RU/NO) - аккордеон, вокал, музыкальный руководитель; Эйрик Хоел Сандвик (NO) — флейты; Геко Фаттал (NO/LB) - вокал, уд; Джай Шанкар (NO/IN) - табла, перкуссия; Владимир Вдоволь (RU) - перкуссия. 

Предлагаем посмотреть трейлер и почитать небольшое интервью с Виктором Шубиным о том, как побираются фильмы для озвучки, музыканты, как строятся гастроли и о прочих деталях этого прекрасного проекта. 


- Как подбираются фильмы для озвучки?

- В период моего сотрудничества с фестивалем (2009-2014 год — прим.ред) решение о выборе фильма всегда происходило неожиданно. Объяснить, почему была выбрана та или иная картина, я не могу.
Это целиком и полностью решение руководства кинофестиваля. Исключение было лишь раз  - "Метрополис" Фрица Ланга. Насра Али Омар (Nasra Ali Omar), менеджер фестиваля и музыкант, убедила коллег в целесообразности выбора этой картины. Проект был при этом осложнен технически и финансово, долгая продолжительность и высокая стоимость проката в связи с реставрацией. Остальные фильмы были советского производства, проходящие как общественное достояние.

- Как подбираются музыканты?

- В начале становления проекта с кинофестивалем сотрудничали музыканты Тромсё, которые в той или иной степени были связаны с электронной музыкой. Дело в том, что Тромсё является родиной всемирно известных коллективов и проектов, таких как Royksopp, Bel Canto, Biosphere, Mental Overdrive, играющих в жанре электронной музыки, своего рода локальный бренд и достояние. В дальнейшем акцент сместился в сторону фольклорной, джазовой, академической музыки. С российской стороны искались участники, которые обладали соответствующими навыками и были способны к сочинительству, а не только исполнению. Разговорный английский и умение быстро и слаженно работать в команде тоже приветствовались.

- Как строится схема гастрольного тура?

- В 2009-2014 это было примерно так - первое выступление проходит на мини-фестивале "Дни немого кино" в Тромсё, затем коллектив гастролирует по Российской Федерации.
В связи с тем, что БаренцКульт выделяет средства на развитие культурного сотрудничества в Баренц регионе, концерты проходили в тех городах, которые географически в него попадают (Мурманская область, Республика Карелия, Архангельская область). Тем не менее, столицы также попадали в гастрольный тур, благодаря дополнительному финансированию со стороны все тех же норвежских институтов.

 - Это всегда живое озвучивание? Или в каких-то случаях музыка записывается и накладывается на фильм?

- Если вопрос предполагает использование 100% фонограммы, ответ будет "нет". Даже в случае полностью электронной аранжировки саундтрека предполагается импровизация, партии клавишных, ударных, перкуссионных инструментов, вокал и так далее. В случае традиционного исполнения мы имеем дело со слаженным коллективом музыкантов. Рок-группа, фолк-группа, джазовый ансамбль.
Синхронизированного по таймкоду музыкального сопровождения нет. Если используются аранжировочные решения, которые невозможно сыграть в реальном времени в связи с многослойностью, они запускаются в режиме диджеинга, под "картинку". Концепция выступления состоит именно в игре, и она все время разная. На всех выступлениях имела место всевозможная импровизация, в заданных рамках музыкального повествования.

Посмотреть трейлеры к фильмам прежних лет можно здесь
 

Елена Гульшина's picture
Автор:

Шеф-редактор раздела «Интересно». В качестве журналиста и редактора работала в карельских и федеральных СМИ с 1999 года. Любит авторскую журналистику (за проект «Телетузики» была удостоена специальной премии СЖ РК). На портале «Петрозаводск говорит» является автором большинства спецпроектов, особенно греет ее душу «Пол-лимона или штука». Жить не может без юмора и шампанского брют.