Закон о встречах с избирателями: увидим ли мы депутатов "живьем"?
На прошлой неделе комитет Государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендовал палате принять в первом чтении законопроект, предложенный депутатом от «Единой России» Ириной Белых. Этот законопроект приравнивает встречи парламентариев с избирателями к публичным мероприятиям и обязывает уведомлять о них за 7–10 дней с указанием повестки дня встречи и круга обсуждаемых вопросов.
Несмотря на то что законопроект с самой даты его внесения в комитет, то есть со 2 февраля 2017 года, вызвал бурные дискуссии и протест оппозиционных партий, депутаты от "ЕР" в комитете смогли его провести большинством голосов. Главный аргумент партии власти и депутата Белых – обеспечение безопасности. Она усмотрела опасность «нерегулируемых встреч с избирателями» в том, что они могут выйти из-под контроля, например в случае возникновения террористической угрозы.
При этом Ирина Белых подчеркнула, что законопроект не распространяется на "гайд-парки", а также на проведение одиночных пикетов, собраний внутри помещений и на придомовых территориях. Норма будет распространяться лишь на массовые общественно-политические мероприятия в форме митинга и шествия, которые проходят на открытых площадях при большом стечении народа.
Депутаты от фракций КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР высказали консолидированную позицию по вносимому законопроекту, усмотрев в нем серьезное ущемление прав депутатов и дальнейшее «закручивание гаек» в отношении избирателей, которым и так уже много чего запретили. Многие из них откровенно назвали законопроект опасным для общества и государства.
Аргументов достаточно, но главные из них состоят в том, что предлагаемый законопроект обострит социальную ситуацию в стране и поднимет градус напряжения в обществе.
Свободные встречи с избирателями, в понимании парламентариев, – это очень часто не просто решение насущных и каждодневных проблем социума, но и своего рода перепускной клапан, отдушина, в которую может быть выпущен пар и недовольство общества. Если такой отдушины народ лишится – накал страстей в государстве будет нарастать, и тогда уже никакие запретительные меры не помогут преодолеть стихийных протестов.
Группа депутатов от фракции ЛДПР даже предложила альтернативу: ввести в Федеральный закон «О собраниях» новый вид массового публичного мероприятия — встреча депутата с избирателями. При этом они настаивают на том, чтобы уведомление при встрече депутата с гражданами не подавалось.
Среди тех, кто негативно высказался о внесенном законопроекте, не только представители оппозиционных партий, но и некоторые члены «Единой России».
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель Республики Карелия Сергей Катанандов так прокомментировал ситуацию информационному агентству regions.ru:
- Хорошее данное предложение или нет – даже оценивать не берусь, но что оно бесполезное – это точно, применять его в случае принятия закона будет невозможно. Нереально заранее в уведомлении сформулировать вопросы, которые могут возникнуть у граждан во время предстоящей встречи. А обозначать тему мероприятия надо обязательно, если мы действуем по схеме уведомления властей. Иначе зачем уведомлять, кому какая разница, когда у тебя встреча с избирателями?! Тем более обязанность депутата встречаться с избирателями прописана в действующем законодательстве.
Если депутат не ведет приема граждан, спросите с него по регламенту, а такого рода формализмом заниматься ни к чему, -
резюмировал сенатор от Карелии.
Еще один аргумент состоит в том, что законопроект затронет целый спектр законов, которые придется пересматривать и вносить в них поправки. Так, в число переписываемых попадают федеральные законы «О статусе члена Совета Федерации и депутата Госдумы», «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Небезызвестный депутат от КПРФ Валерий Рашкин, комментируя законопроект, говорит, что он прямо нарушает конституционные права депутатов и избирателей.
Пока депутаты никак не отреагировали на законопроект в свете надвигающихся на страну очередных выборов осенью этого года и весенних выборов президента в марте 2018-го. За депутатов это сделали избиратели и сторонники оппозиционных партий, высказывающиеся в комментариях и социальных сетях куда более категорично и называющие вносимый «Единой Россией» законопроект рычагом для манипулирования предвыборной кампанией.
Аргументы просты: с принятием закона у любого губернатора (а большинство из них представлено партией власти) появится универсальный инструмент, с помощью которого он легко сможет манипулировать публичной активностью депутатов одной партии в ущерб другой, когда кандидатам одной партии можно повсюду открывать «зеленую улицу», а на других накладывать «мотивированные» ограничения и оттягивать согласование.
В целом ситуация с внесенным законопроектом понятна и даже предсказуема. Странно, что он появился не в прошлом и не в позапрошлом году, например, а только сейчас. Ведь встречи депутатов с населением до сего времени оставались той небольшой лазейкой, которая как-то компенсировала тотальный запрет государства в отношении митингов, шествий и сборов граждан. Когда-то и эта лазейка должна была быть забита досками крест-накрест и перейти в контролируемое государством русло.
Опасность возникновения стихийных митингов и собраний, о которых говорят оппозиционные депутаты, не просто остается, она возрастает в разы. Законопроект, призванный, по мнению единороссов, усилить безопасность, наоборот, увеличивает внутреннее напряжение в обществе - в этом мнении депутаты оппозиционных партий едины. И от этого проигрывают не только депутаты и избиратели, самый главный проигравший – государство, которое в конечном итоге может полностью утратить реальную обратную связь с гражданами. Безопасное государство – не значит полицейское государство.