03 апреля 2017, 09:00

«Нынешняя тарифная политика не дает стране развиваться»

Эксперт из Москвы объяснил, почему карельские чиновники занервничали, когда бизнесу рассказали правду о тарифах.

В конце марта в Петрозаводске побывал  Алексей Малоземов, директор Центра мониторинга и контроля за ценообразованием, эксперт уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Бориса Титова. Его выступление на круглом столе, организованном уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Карелия, произвело эффект разорвавшейся бомбы, осколком которой «задело» председателя Госкомитета по ценам и тарифам Артура Мяки. Возможно, это совпадение, но Мяки был уволен сразу после отъезда московского эксперта.

Алексей Малоземов, вооружившись красноречивыми слайдами, показал, насколько много прорех в сфере регионального регулирования тарифов. Фактически он говорил о том, что при непосредственной деятельности региональной комиссии по тарифам предприятиям естественных монополий в Карелии разрешали жить «на широкую ногу». Но он приехал в Карелию не только с критикой.

Являясь одним из авторов программы «Стратегия роста», которая в конце февраля легла на стол президенту Российской Федерации, Малоземов рассказал о том, как в ближайшие два года планируется перестроить тарифную политику. После совещания нам удалось взять у эксперта из Москвы интервью.

— Алексей Владимирович, мы постоянно слышим словосочетание «экономически обоснованный тариф». Но, судя по вашему выступлению, там заложена большая хитрость. Правильно ли я поняла, что эта самая «экономическая обоснованность» у вас как у эксперта вызывает серьезные сомнения?

— Наверное, слово «хитрость» не совсем верно отражает происходящее. Тут не хитрость. Проблемы в самой системе ценообразования. Она построена от факта. Компания предоставляет регулятору материалы с учетом фактических затрат, на основе которых формируются тарифы. Но эти затраты никто не проверяет на предмет экономической обоснованности. Простой пример. Компания покупает какой-то материал за определенную цену. Однако никто не знает, не является ли эта цена завышенной.

— И что вы предлагаете?

— В российском законодательстве строго определены технологические процессы. Например, участок железнодорожного полотна нужно осматривать со строго определенной регулярностью. Это технология. Она нормированна. Стоимость выполнения технологических процессов нетрудно рассчитать, и она будет примерно одинаковой на всей территории страны. Отличаться может стоимость материалов из-за транспортной составляющей. Понятно, что при доставке, скажем, на Дальний Восток стоимость материалов или оборудования может меняться. Но если кабель стоит 60 рублей, то не нужно закладывать в тариф 80 рублей. И не нужно использовать кабель более низкого качества, а значит, более дешевый при его монтаже, если в тарифах учтен более качественный кабель.

В любом случае сначала необходимо рассчитать тарифы с учетом технологических процессов и транспортных расходов для различных крупных экономических кластеров. Скажем, отдельно для Сибири, Дальнего Востока, центральных регионов страны. И только после этого мы сможем действительно вывести экономически обоснованный тариф.

Я не исключаю, что действующие сейчас тарифы выше, чем экономически обоснованные. Возможно, тарифы для населения нужно будет не поднимать каждый год, а, напротив, снижать.

Рассчитав действительно экономически обоснованные тарифы, мы убираем «откаты». Все же прекрасно понимают, что сейчас многие зарабатывают на аутсорсинге (передача организацией некоторых производственных функций или бизнес-процессов на обслуживание сторонней компании).

Работает эта система просто: заключается договор со смежной компанией, часто аффилированной с предприятием, попадающим под тарифное регулирование, производятся работы по заведомо завышенной цене, которая закладывается в тариф, а потом выводятся деньги. Формально ни к чему не придерешься: материалы закуплены, работы сделаны.

Все это становится экономически бессмысленным, если заранее просчитан тариф на основе средних рыночных цен на материалы, работы, услуги. Останется только проконтролировать, чтобы все заявленные работы были выполнены в полном объеме, а материалы соответствовали требованиям. Не секрет, что так происходит не всегда. Два года назад в Санкт-Петербурге был громкий скандал, связанный с тем, что при реконструкции Водоканала были заложены старые «бэушные» трубы.

В общем, для начала нам нужно понять, сколько реально стоит продукция естественных монополий, а потом уже смотреть, что экономически обосновано, а что нет.

— Как бы вы оценили тарифы, которые сегодня действуют на территории Республики Карелия?

— Так как у меня не было первичных документов, я сделал предварительный анализ. Но даже при первом приближении выяснилось немало любопытного. Например, то, что потребители электроэнергии на высоком напряжении реально оплачивают 28 часов в сутки вместо 24 часов. Это означает, что потребители дополнительно оплачивают 4 часа, которых в реальности нет. Это прямой признак нарушения.

С моей точки зрения, в определенных сегментах есть возможности для снижения тарифов. Я уверен на сто процентов, что резервы точно есть и у МРСК «Северо-Запад», и у "Петрозаводских коммунальных систем".

— Вас не удивила бурная реакция представителей Госкомитета по ценам и тарифам, которые очень болезненно восприняли ваш доклад?

— Безусловно, такой реакции я не ожидал. Скорее всего, коллеги понимают, что многие затраты естественных монополий оцениваются поверхностно. Они понимают, что серьезного обоснования нет. Мне кажется, что у представителей госкомитета просто сработала защитная реакция. Возможно, они испугались, что к ним могут быть претензии. Я их понимаю, это скорее психологическая проблема. Я занимался регулированием тарифов много лет и знаю, где самые «скользкие» места. Сотрудники госкомитета это тоже прекрасно понимают.

— Для малого и среднего бизнеса Республики Карелия самая острая проблема — это высокие тарифы на электроэнергию. На ваш взгляд, это проблема объективного характера? Можно ли как-то переломить ситуацию?

— Я считаю, что есть возможности для их снижения. Но сначала нужно сделать комплексный анализ ситуации. Однозначно есть резервы для того, чтобы сократить стоимость технологического присоединения. Это позволит также сократить выпадающие доходы от льготного технологического присоединения, что автоматически повлияет на снижение тарифа на передачу электроэнергии. Я сейчас не говорю о неэффективных расходах, которые могут быть заложены в тариф.

— Почему в Карелии тарифы на электроэнергию для малого и среднего бизнеса отличаются от соседних регионов на 30-40%?

— В Карелии тарифы устанавливаются на предельном уровне. К тому же с нарушениями методологии их формирования. Это говорит о том, что тарифы завышены.

Многие предприятия страдают от того, что при заключении договора с Водоканалом устанавливается лимит потребления. Если предприятие потребило больше установленного — нужно платить по повышенному тарифу, меньше — аналогичная ситуация.

 — Насколько законны подобные кабальные условия?

— Повышенные коэффициенты существуют только для потребителей газа. В тарифе на воду, на электроэнергию не должно быть никаких штрафных санкций за необеспечение определенных объемов потребления, а уж тем более за сверхпотребление. Лимиты в рамках договора носят дискриминационный характер. Теоретически ресурсноснабжающие организации должны быть заинтересованы в увеличении объемов потребления. А они не заинтересованы, потому что у них гарантированно покрываются расходы. Все просто: объемы упали, а тариф вырос. Получается, никакого экономического стимула развиваться у естественных монополий нет, им и так неплохо живется.

— Какие изменения в тарифной политике нас ждут?

— В программе «Стратегия роста» заложены механизмы и стимулы, позволяющие российской экономике достичь как минимум среднемировых темпов роста. К 2019 году прирост валового продукта должен достичь 5%. Кардинальные перемены планируются в сфере налогообложения, банковской сфере, и в том числе в области ценообразования на услуги естественных монополий. Я вместе с Борисом Титовым разрабатывал блок, связанный с естественными монополиями.

По нашим подсчетам, если удастся сдержать в течение года тарифы, мы автоматически получим снижение инфляции на один процент. Предполагается уйти от прямого включения затрат в тариф и ежегодного их изменения. Мы предлагаем просчитать экономически обоснованные тарифы на шесть лет вперед. Сейчас их нужно зафиксировать на нынешнем уровне и пока не трогать. А с 2020 года внедрить новую систему определения тарифов, чтобы бизнес в течение длительного времени — как минимум шести лет — понимал, какими будут тарифные ставки. Мы должны искать резервы внутри страны.

— Очевидно, что со стороны естественных монополий и коррумпированных ими чиновников стоит ждать очень серьезного противодействия?

— Конечно.

— Как вы оцениваете шансы на успех?

— Я считаю, что в нынешней экономической ситуации без внедрения новой системы ценообразования не добиться экономического развития. Это должны все понять. Надеюсь, что государство в лице правительства Российской Федерации, несмотря на противодействие естественных монополий, настоит на внедрении новых механизмов.

Антонина Кябелева's picture
Автор:

В прошлом веке защитила кандидатскую диссертацию по философии. Правда, не может философски смотреть на вранье, продажность и  «распил» денежных средств. Эмоциональна, слишком часто говорит то, что думает. Очень любит путешествовать, особенно за границу. После поездок добреет и не столь остро реагирует на язвы общества. Но очень недолго. Мечтает уйти с головой в туризм и обрести душевное равновесие.