Норвежские артисты не боятся, что их забросают помидорами
В Петрозаводске проходит первый Международный фестиваль современной хореографии NORD DANCE. Он представляет спектакли семи российских и европейских трупп, в его программе мастер-классы для танцоров и хореографов, лекции, посвященные искусству современного танца. Петрозаводск знакомится с новым в балете.
— Это наш первый опыт проведения фестиваля современной хореографии. Мир танца так разнообразен и многолик, он меняется, в нем воплощаются самые смелые новаторства, и нам хотелось бы, чтобы наш петрозаводский зритель увидел этот процесс в развитии, — призналась один из организаторов фестиваля, директор Музыкального театра Елена Ларионова.
Помидоры оказались лишними
Считается, что артисты труппы JO STRONGREN KOMPANI ( JSK) из Норвегии — адепты брутального танца, и, когда в зал вошли норвежские танцоры с длинными волосами и бородами, стало понятно, что это так и есть.
Коллеги-журналисты не удержались и задали вопрос, не мешает ли эта растительность танцевать?
— Нет, мы привыкли, — со смехом отвечали артисты. — Начали отращивать волосы и бороды, когда собрались, чтобы создать этот спектакль.
— Вы приехали в город, где публика более полувека смотрела только классический балет. Не боитесь, что вас закидают помидорами?
— Мы ничего не боимся, потому что наш спектакль всем понятен.
JSK — хорошо известная компания не только у себя на родине, но и далеко за ее пределами. Она привезла на фестиваль спектакль "Вирус" — фантастическую историю из ближайшего будущего: машина заражает мир ужасным вирусом, надо ее как-то перезагрузить. Опасную миссию доверяют роботу, но у него, оказывается, есть свои представления, воля, совесть...
— Где кончается машина и начинается человек? Где кончается человек и начинается машина? Мы ищем ответы на эти вопросы, — объяснили на пресс-конференции замысел своей работы создатели спектакля.
Тема, в общем-то, знакомая, но выяснилось, что «Солярис» Тарковского норвежцы не смотрели, а вот «Кин-дза-дзу» Данелии — да, видели. И судя по улыбкам, фильм им понравился.
В постановке норвежцев есть и возносящая ввысь музыка Перголези, и какие-то шумы, лазер — признак нашего века, и какая-то речь. Вернее, слова несуществующего языка, просто тарабарщина какая-то. Она, как признались артисты, нужна для того, чтобы налаживать коммуникацию со зрителями из любых стран.
Хотя главный язык в танце — язык человеческого тела. Танцем можно рассказать о многом, особенно если заложить в него смыслы. Вот это-то и есть самое сложное как для создателей постановки, так и для зрителей: надо думать. Не всем это нравится... Может, поэтому современная хореография так долго пробивает себе путь на сцену и к сердцам зрителей. Впрочем, к «Вирусу» это не имеет отношения. Его создатели много думали, и спектакль получился. Помидоры оказались лишними.
«Пять пудов любви»
Норвежцы выступали на третий день фестиваля. Открыл же его балет «Чайка. Искусство любить», поставленный в Музыкальном театре Карелии балетмейстером Кириллом Симоновым.
— Когда он десять лет назад возглавил балетную труппу нашего театра, были вопросы: поймет ли публика, примет ли непривычный танцевальный язык? Время прошло, вопросы исчезли. Кирилл Симонов — это авторский балет. У хореографа-постановщика оригинальный взгляд на любой сюжет, умение увидеть в нем актуальное. И его «Чайка» — это поиск смыслов, заложенных в пьесе Чехова, — говорит Елена Ларионова.
Балетный спектакль на музыку Родиона Щедрина получился тонким и глубоким одновременно. Глубоким — по замыслу, тонким —по воплощению, по воздействию на зрителей. Симонов не боится ломать балетные стереотипы, даже сцена у него под наклоном как символ надлома внутреннего мира героев, запутавшихся в любви и нелюбви.
Все подчинено раскрытию темы: хореография, видеосъемка, даже то, что одну из главных ролей — Аркадиной — исполняет Елена Сапегина, актриса театра драмы Ad Liberum. Она не танцует, но ее реплики, пластика органично вплетаются в хореографическую ткань спектакля. Драма и балет — спектакль на стыке искусств.
Автор либретто «Чайки» известный драматург из Санкт-Петербурга Ольга Погодина-Кузмина подчеркивает: «Мы постоянно ищем новые формы и новые смыслы, но часто забываем главное: «Чайка» – это история любви. Именно любовь – поэтическая и самовластная, жертвенная или эгоистичная, юная или последняя в жизни – становится главной темой пьесы Чехова и балета Родина Щедрина по ее мотивам. Вот эти «пять пудов любви» мы все, создатели спектакля, и стремимся обрушить на зрителя, чтобы через эту душевную встряску вместе обрести новое понимание жизни».
Внимание к деталям и нюансам, наполненность смыслами, свежий взгляд на пьесу, новые формы, хореографические решения образов и сделали эту работу современной и чеховский по духу, где все намеком, без резких мазков.
Секрет настоящего балета
— Не всякая хореография, созданная сегодня, является современной, —утверждает создатель и руководитель Екатеринбургского «ТанцТеатра», историк балета, критик Олег Петров. Его театр — один из лидеров современной хореографии. В Петрозаводск он привез спектакль «ПИЧ» — номинант «Золотой маски-2019».
Этот спектакль приглашенного в театр молодого французского хореографа Мартена Арьяги посвящен Петру Ильичу Чайковскому (отсюда и название «ПИЧ» — по первым буквам имени, отчества и фамилии композитора). Постановщик отдает дань ему и Мариусу Петипа, двум своим кумирам, но создает новый образ музыки Чайковского, используя фрагменты трех его самых популярных балетов, симфоний, романсов, вкрапляя в нее гул ветра, шипение радиопомех, крики птиц и треск заезженной пластинки.
За сюжетную основу Мартен Арьяга взял книгу Нины Берберовой о Чайковском «История одинокой жизни», но сложный хореографический текст, включающий элементы и классического, и современного танца, не иллюстрирует биографию композитора. Герой, конечно, Чайковский, но спектакль — о непростой участи человека, не такого, как все. При встрече с ним обычные люди почему-то становятся агрессивными: доводят до потери сознания робкую деву, срывают маску утенка с пятого участника танца маленьких лебедей, пытаются сломать ноги артисту, нарядившемуся королем... Погруженный в творчество композитор не в силах бороться с жестокостью окружающего мира — он бежит от реальности, прячась за своими героями...
— Так в чем же секрет современного балета? — спросила я Олега Петрова.
— Танцы, спектакли могут быть разными: человеческое тело способно говорить на разных языках. Но спектакль есть только тогда, когда он о человеке.
Фестиваль завершится 14 июня, желающие еще могут успеть посмотреть балет финских артистов «Касание гравитации» на сцене Национального театра сегодня и завтра в 19.00 часов.