27 марта 2017, 09:10

Мосты Петрозаводска: соединяя берега истории

Без них город не был бы городом.
Автор:  Редакция

Мосты для столицы Карелии так же важны, как для Санкт-Петербурга, Венеции или Амстердама – без них Петрозаводск просто не стал бы единым городом. Это важнейшие для города объекты, о чем и свидетельствует история города.

Сейчас только через реки Лососинка и Неглинка перекинуто не менее 30 больших и малых мостов, мостиков и мосточков. Прибавьте сюда три железнодорожных моста, два путепровода и два пешеходных железнодорожных перехода. Но 300 лет назад, понятно, картина была совсем другая.

Первые прообразы сегодняшних мостов появились еще в самом начале 18 века, когда в устье Лососинки были заложены Петровские заводы. В 1713 году комиссар Тормасов сообщал начальству, что на заводах имеются: «Плотина большая верхняя… Плотина у домен… Нижняя плотина» - это и были три первых моста, которые соединяли берега реки. При этом даже после полного закрытия заводов в документе 1752 года было указано: «А плотины… не продавать и не разорять», что подчеркивало важность этих объектов для жителей тогдашней  Петровской слободы.

Со строительством Александровского пушечно-литейного завода не позднее 1773 года появилась еще одна плотина. Она и сейчас существует и находится возле современного моста в начале ул. Маршала Мерецкова.  Позже выше этой плотины появилась еще одна, получившая название Лобановская (она сохранилась, но переходить по ней нельзя).

За плотинами, которые служили мостами, тщательно следили и потому, что от их состояния зависела работа заводов, и потому, что они обеспечивали сообщение между двумя половинами будущего Петрозаводска. В документе, датированном 1779 годом, так и было написано: «Смотреть, чтоб по всем местам дороги и мосты во всех местах содержаны были во всяком порядке». В 1788 году в журнале городового магистрата было записано, что «… два моста находятся в неисправности: у одного нет перил, а другой уже и совсем пришел в ветхость». За этим следовало распоряжение:

«Мосты – один, если можно, починить или сделать совсем новый, а другой – огородить перилами».

Мы говорим о переправах через Лососинку, а как же Неглинка, были ли там мосты? Один по крайней мере существовал. Из документа, датированного 29 апреля 1779 года, следует, что «…жители чрез реку Неглинку мост починкою исправили добропорядочно…». Где находился этот мост, сказать трудно, но, вероятнее всего, его построили ближе к устью реки и берегу Онежского озера.

По справке от 1783 года следовало, что тогда в ведомстве заводской канцелярии находились пять мостов – о мостах через Неглинку ничего не говорилось. Кстати, некоторые мосты обслуживались за счет бюджета Александровского завода, а остальные – за счет городской казны и горожан.

И еще: практически все мосты Петрозаводска безымянные. Официальное название имеют только мосты Пименовский в створе ул. Луначарского и Советский (от пл. Кирова к ул. "Правды") и Военный мост на ул. Федосовой. А неофициальные – Гоголевский мост, Комсомольский путепровод и т.д. Наверное, учитывая важность этих объектов, есть смысл присвоить названия всем мостам, мостикам и мосточкам Петрозаводска – как в Санкт-Петербурге, Венеции или Амстердаме…

Ростислав Гладких