«Мне везло на фей». Волшебные истории Тамары Юфа
Тамара Юфа последнее время редко выходит из дома, избегает массовых событий, ведет духовную жизнь, но на открытие своей выставки в Музее изобразительных искусств пришла. Зал едва вместил всех гостей, жаждавших увидеть ее работы и признаться ей в любви.
Наталья Вавилова, директор музея, открывавшая на правах хозяйки дома вернисаж, отметила, что имя Тамары Юфа давно стало символом Карелии, ее работы приковывают внимание, мимо них нельзя пройти равнодушно. И рассказала, как президент России Владимир Путин был в музее дольше запланированного времени, потому что не мог отойти от картины Тамары Юфа «Плач Ярославны».
Заместитель председателя правительства РК Лариса Подсадник призналась, что бережно хранит дома книжку-сказку с иллюстрациями Тамары Юфа и ее автографом: «Маленькой Ларисочке с наилучшими пожеланиями».
— У Тамары Юфа есть имя. И оно бренд Карелии, — говорили ее коллеги-художники, а народный художник Карелии Валентин Чекмасов признался, что в Карелию он попал только благодаря ей. Еще студентом академии. В 1960 году в Москве пошел на первую выставку «Советская Россия», где экспонировались работы более пятисот авторов, а запомнил картины Тамары Юфа и влюбился в них — особенные, неожиданные, смелые... После окончания академии можно было выбрать, куда поехать работать. Валентин Чекмасов решил сразу: «В Карелию, потому что там есть Тамара Юфа». А потом был безмерно счастлив, познакомился с ней, когда она согласилась позировать ему (этот портрет Валентина Чекмасова тоже можно увидеть на выставке).
Народная артистка Карелии Наталья Гальцина приоткрыла еще одну особенность творчества художницы:
— Я готовила номер «Айно», и Тамара сделала для него потрясающий эскиз и костюм, который был не только красив: в нем было удобно танцевать. Пластика рисунка Тамары, ее кисть удивительно созвучны балету…
Тамара Григорьевна молча слушала слова признания, но тут не вытерпела и взяла микрофон в руки:
В детстве я мечтала быть балериной, поднималась на высокие полупальцы и танцевала. Коллекционировала фотографии балерин… И мне очень приятно слышать такие слова из уст замечательной актрисы.
Но жила Тамара с мамой в маленьком городке Задонске Липецкой области, где мечты о балете могли оставаться только мечтами. Зато можно было исполнить другую мечту — стать художником. В Задонске было художественное училище. Она поступила туда. Когда через пару лет его расформировали, троих наиболее способных студентов, в числе которых была и Тамара Чванова, отправили учиться в Ленинград.
Жили скудно, масляные краски стоили дорого, а гуашь 20 копеек. Вот и стала писать гуашью,
— рассказывает Тамара Григорьевна.
Жизнь, как говорится, вела. В 1960 году работы студентки-старшекурсницы отправили на первую выставку «Советская Россия». Павел Корин, народный художник, ходил по залам и сетовал: «Что-то русское тут есть?» Но увидел одну из работ и остановился: «Есть русские художники!» Ему ответили: «Это не художник, а художница, и фамилия ее Юфа».
— Это неважно.Здесь есть русская душа, это русская работа.
В Карелию она попала только потому, что здесь обещали жилье. Выбрала Ладву — очень понравилось название. Работала в школе, но уроков рисования мало, соответственно и зарплата — одни слезы. Однажды обратилась к ней заведующая детским садом: "Можете нарисовать что-то к Новому году?"
— Конечно!
— Мне встречалось много фей. Одна из них Нина Александровна, которая своим предложением дала импульс: я оформила детский сад, стала писать, правда, для себя в папку, — говорит художник. — А потом встретила другую фею. Приехала в Петрозаводск в издательство «Карелия» показать свои работы в надежде получить заказ. Даже думала, если ничего не будет, все работы порву. Редактор Римма Сергеевна Киселева посмотрела и тут же позвонила Суло Юнтунену. Тот пришел: «Показывайте». А потом сказал: «Отложите все и займитесь «Калевалой». Я принялась за работу…И вот уж жизнь прошла.
«Калевала» стала главной темой ее творчества, да и героев эпоса многие видят ее глазами: холодная красавица Невеста Похьелы, хитрая и расчетливая Старуха Лоухи, нежная Айно, так похожая на саму Тамару.
Это ли не волшебство! Она сама как фея превращает все вокруг в чудеса. Ее картины, написанные в черно-бело-серых тонах, выглядят ярко и светло. Ее линии-кружева придают работам сказочность, ее пейзажи не списаны с натуры, но дают главное — впечатление от северной природы… Работы трогают душу и заставляют остановиться: мгновенье, ты прекрасно!
Иллюстрации к книгам, на которых выросло не одно поколение, куклы, созданные для спектаклей Петрозаводского театра кукол, эскизы театральных костюмов для спектаклей Национального театра, ансамбля «Кантеле» — тоже чудо, чудо таланта. И все это можно увидеть на открывшейся в Музее изобразительных искусств выставке Тамары Юфа.