05 июня 2017, 19:03

«Мне везло на фей». Волшебные истории Тамары Юфа

В Музее изобразительных искусств открылась выставка одного из самых известных художников Карелии.
логотип сайта

Тамара Юфа последнее время редко выходит из дома, избегает массовых событий, ведет духовную жизнь, но на открытие своей выставки в Музее изобразительных искусств пришла. Зал едва вместил всех гостей, жаждавших увидеть ее работы и признаться ей в любви. 

Наталья Вавилова, директор музея, открывавшая на правах хозяйки дома вернисаж, отметила, что имя Тамары Юфа давно стало символом Карелии, ее работы приковывают внимание, мимо них нельзя пройти равнодушно. И рассказала, как президент России Владимир Путин был в музее дольше запланированного времени, потому что не мог отойти от картины Тамары Юфа «Плач Ярославны».

Заместитель председателя правительства РК Лариса Подсадник призналась, что бережно хранит дома книжку-сказку с иллюстрациями Тамары Юфа и ее автографом: «Маленькой Ларисочке с наилучшими пожеланиями».

— У Тамары Юфа есть имя. И оно бренд Карелии, — говорили ее коллеги-художники, а народный художник Карелии Валентин Чекмасов признался, что в Карелию он попал только благодаря ей. Еще студентом академии. В 1960 году  в Москве пошел на первую выставку «Советская Россия», где экспонировались работы более пятисот авторов, а запомнил картины Тамары Юфа и влюбился в них — особенные, неожиданные, смелые... После окончания академии можно было выбрать, куда поехать работать. Валентин Чекмасов решил сразу: «В Карелию, потому что там есть Тамара Юфа». А потом был безмерно счастлив, познакомился с ней, когда она согласилась позировать ему (этот портрет Валентина Чекмасова тоже можно увидеть на выставке).

Народная артистка Карелии Наталья Гальцина приоткрыла еще одну особенность творчества художницы:

 — Я готовила номер «Айно», и Тамара сделала для него потрясающий эскиз и костюм, который был не только красив: в нем было удобно танцевать. Пластика рисунка Тамары, ее кисть удивительно созвучны балету…

Тамара Григорьевна молча слушала слова признания, но тут не вытерпела и взяла микрофон в руки:

В детстве я мечтала быть балериной, поднималась на высокие полупальцы и танцевала. Коллекционировала фотографии балерин… И мне очень приятно слышать такие слова из уст замечательной актрисы.

Автограф Тамары Юфа

Но жила Тамара с мамой в маленьком городке Задонске Липецкой области, где  мечты о балете могли оставаться только мечтами. Зато можно было исполнить другую мечту — стать художником. В Задонске было художественное училище.  Она поступила туда. Когда через пару лет его расформировали, троих наиболее способных студентов, в числе которых была и Тамара Чванова, отправили учиться в Ленинград.

Жили скудно, масляные краски стоили дорого, а гуашь 20 копеек. Вот и стала писать гуашью, 

— рассказывает Тамара Григорьевна. 

Жизнь, как говорится, вела. В 1960 году работы студентки-старшекурсницы  отправили на первую выставку «Советская Россия». Павел Корин, народный художник, ходил по залам и сетовал: «Что-то русское тут есть?» Но увидел одну из работ и остановился: «Есть русские художники!» Ему ответили: «Это не художник, а художница, и фамилия ее Юфа».

 — Это неважно.Здесь есть русская душа, это русская работа.

В Карелию она попала только потому, что здесь обещали жилье. Выбрала Ладву  — очень понравилось название. Работала в школе, но уроков рисования мало, соответственно и зарплата — одни слезы. Однажды обратилась к ней заведующая детским садом: "Можете нарисовать что-то к Новому году?"

— Конечно!

— Мне встречалось много фей. Одна из них Нина Александровна, которая своим предложением дала импульс: я оформила детский сад, стала писать, правда, для себя в папку, — говорит художник. — А потом встретила другую фею. Приехала в Петрозаводск в издательство «Карелия» показать свои работы в надежде  получить заказ. Даже думала, если ничего не будет, все работы порву. Редактор Римма Сергеевна Киселева посмотрела и тут же позвонила Суло Юнтунену. Тот пришел: «Показывайте». А потом сказал: «Отложите все и займитесь «Калевалой». Я принялась за работу…И вот уж жизнь прошла.

«Калевала» стала главной темой ее творчества, да и героев эпоса многие  видят ее глазами: холодная красавица Невеста Похьелы, хитрая и расчетливая Старуха Лоухи, нежная Айно, так похожая на саму Тамару.

Это ли не волшебство! Она сама как фея превращает все вокруг в чудеса. Ее картины, написанные в черно-бело-серых тонах, выглядят ярко и светло. Ее линии-кружева придают работам сказочность, ее пейзажи  не списаны с натуры, но дают главное — впечатление от северной природы… Работы трогают душу и заставляют  остановиться: мгновенье, ты прекрасно!

Иллюстрации к книгам, на которых выросло не одно поколение, куклы, созданные для спектаклей Петрозаводского театра кукол, эскизы театральных костюмов для спектаклей Национального театра, ансамбля «Кантеле» — тоже чудо, чудо таланта. И все это можно увидеть на открывшейся в Музее изобразительных искусств выставке Тамары Юфа.

 

 

Ольга Малышева's picture
Автор:

Уже двадцать лет работает в «ТВР-Панораме», которая на сегодня плавно влилась в редакцию портала «Петрозаводск говорит». Ей нравится работать с молодыми, креативными, энергичными и умными коллегами. Правда, они считают ее неким мастодонтом, а потому периодически спрашивают о событиях 1917 или 1812 годов... Но она не возражает, потому что  любит историю. А еще любит ездить в командировки и писать о том, чем и как живут земляки.